Эксперт-мониторинг событий 24-28 мая 2021 года от АНО "Минин-центр"

29.05.2021 7:53

Эксперт-мониторинг событий 24-28 мая 2021 года от АНО

Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – решение ЦИК о проведении онлайн-голосования 19 сентября в семи регионах России

По результатам рейтингового голосования ЦИК, в конкурсе при рассмотрении заявок одержали победу Курская, Ярославская, Нижегородская, Мурманская и Ростовская области и город Севастополь. Кроме того, онлайн-голосование пройдет и в Москве, которая не участвовала в общем конкурсе, т.к. для столицы действует закон о проведении соответствующего эксперимента.

Как отмечает эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов, таким образом среди десяти заявок, поданных в ЦИК, одобренной оказалась заявка нашей области.

Эксперт-мониторинг событий 24-28 мая 2021 года от АНО

Один из критериев одобрения онлайн-голосования – уровень вовлеченности граждан региона в официальную Интернет-коммуникацию и опыт ее использования в реализации общественных проектов. Согласно официальным данным, на 1 января 2021 г. численность избирателей в Нижегородской области составляет 2,5 млн. человек, из них 1,5 млн. могут принять участие в онлайн-голосовании, т.к. у них есть учетная запись на портале Госуслуг.

Напомним, что дистанционное электронное голосование уже проводилось в Нижегородской области летом 2020 г. по вопросу внесения изменений в Конституцию РФ и показала свою эффективность. Таким образом сегодня Нижегородская область готова к онлайн-голосованию, о чем на уходящей неделе заявил губернатор Глеб Никитин.

По его словам, весной Нижегородская область успешно провела общероссийскую тренировку по использованию системы дистанционного электронного голосования. Серьезным подспорьем стал опыт, полученный в ходе голосования по поправкам в Конституцию в 2020 г., когда избиратели смогли убедиться в безопасности и надежности такой системы.

Действительно, летом 2020 г. в ходе всероссийского голосования в онлайн-формате зарегистрировались 139 571 нижегородцев (около 6% избирателей). Онлайн-явка составила почти 93%, а результат онлайн-голосования: 59,69% за поправки Конституции, против – 40,31% Явка на участках в формате традиционного голосования тогда составила 73,91% избирателей, результат: "за" поправки – 79,31%, "против" - 20,16%.

Использование онлайн-голосования сегодня – это возможность реализации новых технологий, повышающих доступность и прозрачность выборов.

Осенью текущего года на онлайн-голосовании в шести регионах будут использовать современные технологические разработки Минцифры и "Ростелекома", в Москве будет задействована система, которую уже несколько лет разрабатывала мэрия. Развитие опыта онлайн-голосования позволит в перспективе использовать его на выборах всех уровней, в том числе в муниципалитетах. Важным этапом этого является проходящий сейчас в дистанционном формате праймериз "Единой России". Его результаты во многом определят контуры осенних выборов.

К концу текущей недели в качестве выборщиков праймериз на сайте pg.er.ru зарегистрировались 156 тысяч нижегородцев (6% избирателей), из них приняло участие в голосовании более 100 тысяч человек (около 4% избирателей).

Онлайн-голосование, которое в любом случае будет в дальнейшем распространяться, значительно повышает востребованность новых онлайн-технологий избирательного процесса, на фоне которых традиционные формы быстро теряют свою эффективность, особенно в связи с Covid-историей.

Онлайн-коммуникация и социальные сети стремительно заменяют традиционные инструменты формирования общественного мнения, с учетом того, что сегодня 75% нижегородцев активно пользуются Интернетом.

Использование онлайн-голосования – это возможность участникам выборов повысить интерес как к себе, так и к самому избирательному процессу, что в конечном итоге может обеспечить необходимую легитимность органов власти.

Региональная тема – планы расширения метро в Нижнем Новгороде

Проект расширения метро в Нижнем Новгороде после анонса, прозвучавшего 21 апреля, очень быстро приобретает реальные очертания.

Как отмечает эксперт "Минин-центра", профессор НИУ РАНХиГС Андрей Дахин, после 1988 г., когда решение правительства о строительстве станции метро "Горьковская" стало предметом социальной протестной активности горьковчан и закончилось отказом от реализации проекта, – много воды утекло.

Эксперт-мониторинг событий 24-28 мая 2021 года от АНО

Теперь проекты развития метро в Нижнем Новгороде более взвешены и воспринимаются нижегородцами как достаточно острая необходимость. О новых планах строительства метро в Н-Новгороде заявил президент Путин в своём послании Федеральному собранию РФ в апреле 2021 г.
Уже в мае вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин доложил Президенту о работе над проектом.

Это значит, что процесс урбанизации, одним из индикаторов которого является строительство новых станций метро, не стоит в Н-Новгороде на месте и движется вперёд.

Особенность механизма организации процесса проектирования и строительства состоит в том, что предполагается не прямое субсидирование из федерального бюджета, а использование системы федеральных инфраструктурных кредитов.

Это значит, что полученные регионом финансовые средства необходимо будет вернуть. Механизм примерно тот же, что используют граждане, когда берут кредит в банке. В основе решения о применении механизма федерального инфраструктурного кредитования - уверенность в достаточно высоком потенциале экономического роста на территории областного центра.

Контуры ближайшего этапа развития метро рисуются довольно определённо: одна ветка потянется в сторону ст. Варя, другая – в сторону пл. Сенной. Планы развития до 2030 г. рисуют создание окского "кольца", частью которого станет вся автозаводская ветка, продолженная до мкр. Южный, от него по новому метромосту линия переходит к Новинкам, оттуда – вдоль пр. Гагарина и Анкудиновского шоссе – до "Оперного театра", на который в ближайшие годы будет выстроен перегон от пл. Горького.

Но есть ещё один момент, который не нашёл отражения в плане развития 2030 г. Речь о том, что урбанизация Нижнего Новгорода пришла к тому рубежу, когда развивается не один только областной центр, но агломерация Нижнего Новгорода – то есть система городов, включающая Дзержинск, Кстово, Бор.

Это обстоятельство требует новых профессиональных и общественных обсуждений того, как ветки метро потянутся в сторону этих трёх городов – спутников Нижнего Новгорода. В настоящее время транспортную связь с городами спутниками необходимо организовывать наземными видами транспорта, и эта часть общественного транспорта не должна отставать от транспортной логистики Н-Новгорода, в противном случае может появиться неприятная тенденция перетока населения из городов-спутников в областной центр.

Может произойти снижение количества трудоспособного населения городов-спутников, спад их экономической активности и пр.

Чтобы обеспечить равномерный экономический рост всей агломерации необходимо поддерживать определённое соответствие между качеством транспортной логистики внутри Нижнего Новгорода и качеством транспортных систем, обеспечивающих взаимосвязь жителей городов-спутников с Н-Новгородом, как центром всей агломерации.

Муниципальная тема – отчет о результатах деятельности главы Дзержинска за 2020 год

На уходящей неделе депутаты думы Дзержинска приняли отчет о результатах деятельности главы города и администрации за 2020 год.

Как отмечает эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев, отчет главы Дзержинска Ивана Носкова состоялся на месяц позже, чем отчет главы Н-Новгорода Юрия Шалабаева.

Эксперт-мониторинг событий 24-28 мая 2021 года от АНО

Сравнение этих отчетов интересно с учетом того, что эти два муниципалитета входят в нижегородскую агломерацию, по отношению к которой сегодня активно формируются планы перспективного развития.

В стиле отчета Юрия Шалабаева, несмотря на стандартность документа, чувствуется автор, или как минимум редактор – финансист по своему призванию, т.к. много внимания уделяется не просто бюджетным параметрам, но и механизмам их работы, которые в 2020 г. применялись с учетом их дальнейшего развития.

Этот подход четко просматривается во всех разделах отчета – не просто констатация фактов, имевших место в прошлом году, а вычленение методик работы, которые логично продолжать в текущем и в последующие годы. При этом прослеживается и понятная стратегия управления Юрия Шалабаева – без лишней самодеятельности участвовать в проектах областной власти, самые масштабные из которых так или иначе направлены на областной центр. В этом отношении для Нижнего Новгорода сегодня существует весьма благоприятная ситуация. Это, прежде всего, 800-летие города, под празднование которого реализуются масштабные по финансированию проекты благоустройства (прежде всего за счет федеральных и региональных средств).

Также это масштабные инфраструктурные проекты развития нижегородской агломерации, продвигаемые губернатором Глебом Никитиным – главные из них заточены прежде всего на областной центр.

В этом отношении логична позиция управления Юрия Шалабаева – "не бежать впереди паровоза", а активно моделировать прежде всего финансовые параметры развития Нижнего Новгорода, который находится в тренде губернаторской повестки.

У Дзержинска ситуация сложнее.

Кроме таких стандартных направлений развития, которые сегодня обязательны для всех муниципалитетов, как национальные проекты в различных направлениях, город не может похвастаться большим списком амбициозных проектов, которые лоббировались бы областной властью.

Приход в Дзержинск активного Евгения Люлина сдвинул эту ситуацию с мертвой точки, но, тем не менее, в настоящее время для главы города Ивана Носкова в приоритете текущая работа и поддержание существующего уровня развития муниципалитета. Это во многом проявилось в стилистике отчета главы Дзержинска за 2020 год. Составленный по-бюрократически сухо, из разрозненных отчетов департаментов, отчет констатирует показатели без осмысления существующих проблем и без стратегических механизмов их решения.

Достижения, которые администрация Дзержинск решила выделить, следующие:
- участие в национальных проектах;
- благоустройство двух городских парков;
- рост объема инвестиций в основной капитал на 6% в сравнении с 2019 г.

Первые две позиции к достижениям отнести можно весьма условно без оценки их результативности, а она вызывает много вопросов по качеству реализации объектов благоустройства, что активно обсуждается в СМИ и вынуждено признается самим главой города.

Что касается инвестиционного роста как достижения работы администрации Дзержинска за 2020 г., то здесь ситуация принципиально иная. Фактически таковым достижением этот показатель не является в контексте динамики развития города за последние два года. Более того желание создать благоприятную картину скрывает серьезную проблему Дзержинска, не желание замечать которую может отрицательно сказаться на социально-экономических перспективах города.

Инвестиционное развитие Дзержинска сегодня – задача принципиальная для его будущего, т.к. после оптимизации химического производства, которая массово произошла в 1990-е годы, научно-промышленное развития города возможно только за счет активного привлечения серьезных внешних ресурсов и новейших технологий.

При этом Дзержинск имеет отличные объективные условия для развития формата инвестиционно-привлекательной площадки в масштабах не только региона, но и страны. Это удобное географическое положение, развитая и удобно локализированная инфраструктура и коммуникации для многопрофильного производства, наличие квалифицированных кадров и мощная база их подготовки, большое количество потребителей разнообразной продукции в логистически удобном радиусе 500 км, где проживает 43 млн. человек.

Несмотря на благоприятные обстоятельства, по которым Дзержинск минимум не уступает Нижнему Новгороду, а по сумме и превосходит, с 2018 г. в Дзержинске произошло значительное снижение объема инвестиций в экономику города.

Особенно это стало очевидно в сравнении с планируемыми показателями "Стратегии развития Дзержинска до 2030 г.", принятой в 2015 г.

В этой связи в начале 2020 г. стратегия города была скорректирована по основным плановым показателям, при этом значительно снижены были именно планируемые объемы инвестиций. Так, показатели объемов инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций по двум ближайшим пятилеткам были уменьшены: по пессимистическому (базовому) сценарию развития на 12%; по оптимистическому (целевому) сценарию на 40%.

Однако это не привело к появлению положительной динамики и соответственной статистики. По итогам 2020 г. по объему реальных инвестиций Дзержинск отстал от стратегического плана по пессимистическому (базовому) сценарию развития на 27%; по оптимистическому (целевому) сценарию на 33%.

Тенденция снижения инвестиций была очевидна уже по итогам 2019 г., когда объемы в сравнении с плановыми показателями снизились на 30 с лишним процентов – на фоне чего и стало возможным показать некий незначительный рост по итогам 2020 г.

Однако этот тезис выглядит очень странно на фоне общей динамики инвестиционного развития города. В реальности в Дзержинске за последние два года произошел провал инвестиционного развития, т.к. сегодня уже существует отставание на 30% от собственно созданных планов, и эта тенденция продолжается в текущем году. Более целесообразно в данной ситуации было бы говорить о влиянии негативных общероссийских экономических факторов, которые без сомнения имели место. В тоже время очевиден и муниципальный фактор неэффективного планирования и недостаточности работы с существующими и потенциальными инвесторами.

Главное звено в этой проблеме – сегодняшняя неблагоприятная инвестиционная привлекательность второго города области в условиях жесткой конкуренции, при которой появляется риск реализации и областных программ развития.

На сегодняшний день Дзержинск имеет одну позицию в областных планах продвижения инфраструктурных проектов (в вариации нижегородской агломерации) – это проект особой экономической зоны (ОЭЗ) "Кулибин".

Главная задача в его реализации сегодня – как раз инвестиционное наполнение этой площадки, при существующих жестких федеральных требованиях. Например, проходной балл в экономическую зону с ее льготами для инвестора – не менее 120 млн. рублей инвестиций, что предусматривает работу с финансово крупными компаниями, у которых есть широкий выбор в масштабах страны. И одними возможностями областной власти по инвестиционному привлечению дзержинскую проблематику не решить.

Тем более, что есть уже негативный опыт – активно рекламируемый ранее промышленный парк "Дзержинск – Восточный", на создание инфраструктуры которого были затрачены серьезные бюджетные средства, так и не стартовал.

Основная причина – отсутствие инвестиционных резидентов на этой площадке. В перспективе промпарк "Дзержинск-Восточный" планируется "перезагрузить" как вторую очередь ОЭЗ "Кулибин", что возможно только в случае комплексного продвижения всего проекта.

При этом Дзержинску сегодня явно не хватает амбициозных стратегических планов развития, способных стать драйверами деловой и инвестиционной активности города, помогающими продвигать областные проекты в рамках той же нижегородской агломерации.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Год детского чтения объявлен в Нижегородской области в 2019 году Нижний сегодня: главные события дня Приговором суда изнасиловавший и накачавший наркотиками 18-летнюю нижегородку Дмитрий Макаров остается в психбольнице "Результаты вашего труда определяют облик нашего любимого города", - Дмитрий Барыкин Более 350 млн рублей выделено на строительство ЦКР в Арзамасе

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций