«Спрут» Троценко в молдавском небе

26.08.2019 18:33

«Спрут» Троценко в молдавском небе

Роман Троценко близок к получению еще одного «жирного» актива – теперь уже заграницей.

Высший совет безопасности Республики Молдовы обязал правительство расторгнуть концессионный договор с компанией-оператором аэропорта Кишинёва Avia Invest. Нынешние власти считают, что прошлое руководство Молдовы отдало аэропорт в концессию с нарушением конкурсных процедур.

Однако эксперты подозревают, что дело здесь совсем в другом: на протяжении почти пяти лет получить контроль над активом пытаются структуры олигарха Романа Троценко. Неужели ему удалось договориться с кем-то из высшего эшелона власти Молдовы, чтобы наконец продавить свой интерес? В ситуации разбирался корреспондент ДОФы.

А интерес этот не нов. Корпорация AEON (в неё входит холдинг по управлению аэропортовыми активами «Новапорт»), совладельцем которой является Роман Троценко, с 2015 года минимум дважды пыталась выкупить права на компанию-концессионера аэропорта NR Invesments Limited у владельца Avia Invest Илана Шора. Однако, по разным причинам сделка срывалась.

Но, видимо, Троценко не привык отступать ни перед чем. Да и «кусок» действительно «жирный»: аэропорт Кишинёва один из немногих инфраструктурных объектов Молдовы, представляющих интерес для иностранных инвесторов. Ожидается, что за несколько лет его пассажиропоток вырастет почти вдвое, достигнув 5 млн человек в год.

«Спрут» Троценко в молдавском небе

Долгожданный актив сам идёт в руки Троценко?

А Троценко «любит» «жирные» активы, причём из разных сфер. Буквально недавно он «подмял» под себя 22% акций золотодобывающей компании Petropavlovsk, до этого — скупил волгоградский завод «Химпром» (по мнению некоторых экспертов, здесь не обошлось без «мутных схем»), а потом выкупил мажоритарный пакет кемеровского химгиганта «Азот». Эту ситуацию разбирали журналисты из The Moscow Post. Напоминает огромного спрута, который в поисках пищи тянет к себе всё, до чего может дотянуться.

«Спрут» тянет (протянет?) щупальца

Пока неизвестно, какой будет итог у истории с интересом Романа Троценко к аэропорту Кишинёва. Однако, вспоминая его прошлые дела на ниве скупки всех и вся, она может кончится для его корпорации AEON пусть и сомнительным, но успехом. Тем более, что по слухам за Троценко стоит всесильный глава Роснефти Игорь Сечин, советником и доверенным лицом которого бизнесмен проработал много лет.

Сегодня «Новапорт», бенефициаром которого является Троценко, управляет аж 16-тью аэропортами России, в том числе новосибирским «Толмачёво» и калининградским «Храброво». Судачат, что далеко не все из них достались холдингу Троценко «чисто». Еще один повод к таким мыслям — одно из последних приобретений олигарха — право на модернизацию и управление аэропортом в Иркутске, где он «обскакал» структуры таких «мастодонтов», как Виктор Вексельберг («Аэропорты регионов») и Олег Дерипаска («Базэл Аэро»).

Как аэропорт Иркутска достался «Новапорту» без конкурса?

Все они участвовали в конкурсе. Но дело неожиданно закончилось тем, что власти вообще отказались от конкурсных процедур, заявив, что будут модернизировать аэропорт сами, но при этом… вместе с «Новапортом» Троценко. С чего вдруг такое особое отношение к этой компании? И уж не помог ли Троценко его «старший товарищ» Сечин, якобы вхожий во все властные кабинеты страны?

Не поняли этого, в том числе, и в Федеральной антимонопольной службе. В прошлом месяце ведомство потребовало разорвать соглашение по модернизации аэропорта со структурами Троценко, заявив, что инвестора выбрали без конкурентных процедур. Об этом в подробностях сообщало издание РБК. Однако, воз и ныне там — соглашение действует.

Не мог ли на местные власти оказать влияние вес Игоря Сечина, старого «патрона» Троценко и, как считается, сильнейшего из приближённых к власти олигархов? А если не это, тогда что? Возможно, разбираться в этом предстоит не только ФАСу, но и правоохранительным органам.

«Где деньги, Зин?»

В этой ситуации властям Иркутской области стоило бы задуматься не только о том, насколько законно Троценко получил право на модернизацию аэропорта (как это вообще без конкурса-то — законно?), но и о том, к чему тот может привести актив.

Печальных примеров «руления» структур Троценко всем, до чего смогут дотянуться, достаточно. Но мы вспомним самый хрестоматийный, который буквально у всех на слуху: ситуацию с Амурским судостроительным заводом (АСЗ). О нём подробно писало издание The Moscow Post.

Напомним главное: умирающий завод получил 14,2 млрд руб. на оздоровление предприятия от правительства РФ. Как раз в тот момент главой Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) был Роман Троценко. Эти деньги должны были пойти на модернизацию предприятия и другие меры, чтобы тот выбрался из долгов.

Однако, куда пошли эти деньги — непонятно до сих пор. При этом завод кое-как избежал банкротства, зато появилась целая пачка уголовных дел против руководства АСЗ и ОСК, и заводу вновь нужны огромные деньги — не менее тех же 14 млрд рублей, просто чтобы работать дальше.

При этом департамент финконтроля ОСК в ходе проверки 2014 года выяснил, что выделенные ранее АСЗ деньги пошли куда угодно, но только не надо развитие предприятия.

Всё это заставляет задуматься не только отечественным предприятиям, но и кишинёвским властям о том, насколько эффективным будет такой оператор — не говоря уже о том, что законность возможной сделки (как и многих других сделок структур Троценко) продолжает вызывать серьёзные вопросы.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Отдел ГИБДД на нижегородской Стрелке будет закрыт 30 января Жители 10 городов Нижегородской области станут участниками фотоконкурса Голосовач52 Двенадцатилетнюю девочку нашли убитой в лесу рядом с Большим Козино 13 мая Нижегородские промпредприятия могут получить от федерации до 300 млн рублей субсидий МегаФон развернул частную сеть LTE на Эльгинском месторождении

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций