«Выборы смотрящего за болотом»: алтайские политэксперты «свели баланс» амбиций и итогов кандидатов в губернаторы

28.09.2018 19:53

27 сентября в Барнауле прошел круглый стол «Итоги выборов в Алтайском крае» с участием политических теоретиков и практиков. Алтайский политбомонд рассуждал, насколько ожидания партий, выдвинувших своих кандидатов, соответствовали итогам выборов, и почему цифры оказались именно такими — 53,61 % у победителя Виктора Томенко и примерно равное количество голосов у трех остальных кандидатов. Кроме того, участники мероприятия рассказали о своих ожиданиях от нового губернатора Алтайского края.

Константин Емешин, общественник

Если мы с вами говорим об итогах выборов, мы должны определить, что мы понимаем под выборами. Что у нас с вами было в этот раз? Я думал, как назвать тот процесс, который у нас произошел, и не смог придумать что-то иное, кроме как «выборы смотрящего». Вдруг откуда-то появляется посланец из кабинета президента, мы его не знаем. Москва прислала к нам эдакого «смотрящего», как было в советское время. Второй пункт, который меня волнует: надолго ли он к нам сюда «смотреть» приехал, или это для него некий трамплин? Если он к нам приехал серьезно и надолго, то показателем, критерием этого будет разделение полномочий правительства и губернатора. Если он их не разделит, то будет сосредотачивать в своих руках всю власть и тем самым показывать Москве: «Смотрите какой я хороший, может меня куда-нибудь перебросят». Третий пункт, который я проанализировал – он никого не привез, команды как таковой у него нет. И я сейчас отмечаю симптом: утонет ли он в нашем «болоте»? Пока я чувствую, что он тонет: не он ведет все процессы. Что делать нам, как жителя края, которым прислали, вероятно, временного «смотрящего», который тонет в «болоте»? С паршивой овцы хоть шерсти клок – раз уж он так близок с министром энергетики Александром Новаком, то пусть он хотя бы решит наши вопросы в этой сфере – газификация и т.д. Хотя, может быть, что я в чем-то и ошибаюсь.

Константин Лукин, политтехнолог

Для меня такой результат был уникальным в том плане, что я не ожидал, что протестный электорат равномерно размажется между тремя оставшимися кандидатами. Это такое ноу-хау этой кампании. Настолько равномерно, что даже никому неизвестный Андрей Крылов (кандидат от «Партии роста» - прим. ред. ИА «Банкфакс») приблизился к кандидатам от ЛДПР и «Справедливой России». С нашей точки зрения наличие кандидата от КПРФ привело бы к таким же цифрам – Виктор Томенко бы получил те же 53-55 %, а остальные голоса размазались бы между оставшимися четырьмя претендентами на пост губернатора. Фактически это новая политическая реальность.

Константин Малышев, глава исполкома барнаульского отделения «Единой России»

В данный момент самовыдвиженцы у нас не предусмотрены законодательно, Виктору Томенко нужно было выбирать партию и он выбрал, мне кажется, самую достойную. Конечно, партия рассчитывала на немного больший результат, чем мы получили. Но это было на начальном этапе, до того, как изменилась федеральная повестка. Все вы знаете, к чему это привело, и естественно это повлияло на кандидата. Результат был бы другим, если бы не федеральная повестка, если бы в бюллетене за фамилией Виктора Томенко не стояло фамилии Александра Карлина. Бывший губернатор накопил серьезный антирейтинг, и частично это легло на уже положительный рейтинг Виктора Томенко. Отразилось как раз в тех 10 % (а может и побольше), которые ушли к Крылову, собравшему, наверное, протестный коммунистический электорат. Отсутствие собственного кандидата привело к тому, что они выбирали неизвестно кого. Наличие кандидата от КПРФ не привело бы к изменению результатов лидера. Что касается вброшенной информации о каких-то 47 %, которые набрал победитель — скажу просто: никаких переписываний протоколов, никаких противоречащих законодательству мероприятий не проводилось. Если бы они были, то результат был бы 80 %. В нашем случае был достойный результат, полученный электоральными методами.

Чего ожидает от Виктора Томенко «Единая Россия»? Вступления в партию, во-первых, как это должны делать первые лица у нас. Ну и конечно надеемся, что та программа, сформированная населением края, которая была во время избирательной кампании кандидатом предложена, будет им выполнена. В дальнейшем мы ожидаем поддержки всех инициатив и проектов партии в Алтайском крае, совместного движения вперед.

Дмитрий Ворсин, депутат Гордумы Барнаула от ЛДПР

Целью нашей кампании было выйти во второй тур и попытаться побороться за победу. Во втором туре это было реально, как мы видим сегодня на практике. Второе место должно было бы удовлетворить как результат, но в сравнении с другими регионами наш результат выглядит уже не столь удовлетворительно. Мы им и не удовлетворены. Говорить о нарушениях на выборах – в какой-то степени оправдывать свои недоработки. Мы эти вопросы обсуждали конечно, но выносить это в публичное поле, оправдывая свои результаты, мы не станем. Мы недовольны результатом: могли лучше, не хватило нам буквально немного. Но в то же время есть и положительная тенденция: сегодняшние 16 % - это серьезная прибавка, я считаю, по сравнению с прошлыми выборами.

Мы много обещаний уже выслушали в период предвыборной программы, но цель у всего этого одна – улучшение благосостояния наших граждан. За счет чего этого можно достигнуть? Здесь в чем задача для губернатора: выступить в роли некоего антикризисного управляющего, навести порядок в этом «болоте» и сделать его инвестиционно привлекательным. Сегодня мы видим крайне негативную обстановку в плане привлекательности региона, и я не могу сказать, что мы занимаем неудачное географическое положение. У нас есть все, чтобы производить, привлекать инвесторов, но это «болото», о котором мы говорим, оно мешает всем. Бизнес - дело серьезное, и «лешие», прижившиеся на болоте, сами не делают ничего, и никого не пускают. Нужно сделать так, чтобы пустили. Создастся конкурентная среда, и все начнет выравниваться. Это основная задача.

Владислав Вакаев, секретарь бюро совета реготделения партии « Справедливая Россия»

На старте кампании я думал, что Виктор Томенко возьмет не менее 65 %, остальные должны были поделиться примерно так: 5 % Андрею Крылову, а остальное примерно поровну на кандидатов ЛДПР и «Справедливой России». Мы видим действительно такой «на тоненького» проход, но я соглашусь, что он был честный. Если хотели бы рисовать, то наши чиновники же увлекающиеся натуры - начинается соревнование, которое приводит к забавным цифрам. Результаты были чистыми. Вопрос только в том, почему 53 %. С одной стороны я понимаю – федеральная повестка. Нужно много было действий предпринять. С одной стороны у избирателей была некая надежда на перемены, с другой стороны был тренд федеральной повестки, но, как мы видим по другим регионам, этот негативный тренд вполне может компенсироваться повесткой кандидата. Поэтому здесь повод Виктору Томенко задуматься, насколько все было выстроено грамотно – работали по старинке, грубо говоря. Заслуживает внимания феномен Крылова. Это протест не против партии власти – это протест вообще против всей существующей политической системы. Недаром к нему шли несистемные товарищи. Его поддержали, он увлекся и дал результат. Для своего кандидата мы ожидали не ниже второго места, мы ожидали сложения наших и коммунистических избирателей, но этого не произошло. Это подтверждает то, что избиратели у нас немного разные, коммунистический электорат просто отсиделся дома. Его можно и нужно было вытягивать, но для этого нужно было вести более радикальную программу. Мы могли выдвинуть депутата АКЗС Василия Железовского, и край бы содрогнулся. Тогда был бы и второй тур, и третий был бы тоже. Но, думаю, нам не нужна такая дестабилизация.

Мне почему-то кажется, что г-н Томенко – человек с далеко идущими планами. Ему нужен результат в крае. Его, думаю, ждут другие рубежи – московские, федеральные, но чтобы туда попасть, ему нужен реальный хороший результат. Мне кажется, он будет реально работать, но в нашем крае сделать это будет невероятно сложно. У нас две главные, на мой взгляд, проблемы прошлой региональной власти. Неэффективность – не могу вспомнить ни одного проекта, который принес бы реальный экономический эффект, все либо с нулевым, либо минусовым эффектом. Притом парадоксально – прошлый губернатор был интеллектуалом, трудоголиком с большими связями в Москве, и при этом «буксовало» все. Значит, система управления была выстроена такая, которая не позволяла достигать поставленных задач. Вторая проблема – это отрыв власти от населения региона. Отсюда вытекала следующая вещь: отсутствие реальной экономической эффективности, которую приходилось компенсировать активизацией пропагандистской работы. И этот отрыв от реальности нарастал, это приводило к росту социального и политического напряжения. Потому что человек, посмотрев «Катунь 24», а затем в окно испытывал когнитивный диссонанс, на языке наших сельчан это, разумеется, звучит по другому.

Отсюда вытекает два блока необходимых преобразований. Коммуникативный: нужно устранить разрыв между властью и обществом. Я думаю, для этого нужно изменить саму структуру коммуникаторов, проводить большую чистку официальных медиа на уровне руководства ИД «Регион» и приглашать туда независимого специалиста. Людей, для которых журналистика - не пустой звук. То же касается и управления массовых коммуникаций. Здесь же нужно говорить о формировании некой группы советников – этаких медиаторов между руководством и населением региона. Нам нужно менять формат взаимодействия с масс-медиа, открывать пресс-службы, переформатировать общественные палаты городов и региона. Фактически я сейчас говорю об эдакой политической оттепели. Второй блок – это создание реально работающих институтов развития. Нам нужны структуры, которые будут способствовать развитию экономических и социальных проектов с реальной эффективностью.

Оксана Молодых, депутат Гордумы Барнаула от «Справедливой России»

Надо понимать, что кандидат – это не только лицо, имидж, партия (лучшая или не лучшая). Это еще и те деньги, которые вложены в избирательную кампанию. Я, честно говоря, не представляю, как можно было взять больше голосов с такими диспропорциями финансовых вложений кандидатов. Плюс, конечно, у Виктора Томенко был административный ресурс и некая новизна. Поэтому итоговые цифры абсолютно нормальные. Стоит также отметить, что процент испорченных бюллетеней, если я не ошибаюсь, 2,6 – цифра вроде небольшая, но в разрезе нашего региона назвать ее маленькой нельзя. Поэтому я думаю, что результаты больше быть при этих условиях не могли.

Виталий Булдаков, активист алтайского краевого отделения КПРФ

Крайком сразу принял решение не участвовать в этих выборах. Изначально условия были неравны, идти за подписями районных муниципальных депутатов – тоже налагало определенные условия, надо было решаться, идти или не идти и в принципе. Мы решили, что в принципе участие в этих выборах нам не так актуально, как борьба против пенсионной реформы. В принципе результаты мы считаем объективными. Если хотели бы рисовать – нарисовали бы больше, не было смысла править данные. Самое главное - не тот результат в Алтайском крае, а тенденция по всей стране: у нас складывается новая политическая реальность, когда поддержка первого лица не всегда гарантирует чистую победу. И назначенный Виктор Томенко еле-еле, на бровях преодолел этот 50-процентный барьер. А в тех регионах, где была борьба, кандидаты, которые были поддержаны первым лицом – они с треском проваливали свои выборы. Что касается наших ожиданий, то вопрос так вообще не стоит, ни разу не обсуждалось, чего мы ждем. Если интуитивно, чего бы нам хотелось – может, равноудаленности для всех общественных и политических сил. Виктор Томенко должен быть не представителем конкретной политической силы, а всех жителей края. Это такая наша «большая хотелка».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Голосование за стратегию развития Нижегородской области пройдет в день выборов 9 сентября МЧС предупреждает о сохранении высокой пожароопасности в лесах и на торфяниках Нижегородской области 11 – 15 августа Владислав Сивый возглавит фракцию ЛДПР в Законодательном собрании Нижегородской области с 1 октября Китайская компания может привлечь инвестиции в продолжение строительства метро и северного обхода Нижнего Новгорода "Единая Россия" намерена сохранить льготы нижегородцам предпенсионного возраста

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций