В декабре жители Алтайского края обратили внимание, что цены на молочную продукцию резко поползли вверх. В редакцию «Банкфакса» поступили сообщения из разных населенных пунктов региона о том, что стоимость молока, кефира, сметаны, йогурта повысилась на 10-20 %, и многим пришлось ограничить потребление молочки. Читатели агентства предположили, что это связано с введением обязательной маркировки, которая потребовала затрат со стороны производителей. В профильных краевых ведомствах не стали отрицать, что цены на молочную продукцию действительно выросли, однако предположили, что это связанно с сезонным фактором, подорожанием упаковочных материалов и прочими производственными издержками. Чиновники указали на то, что при желании в магазинах можно найти молочные товары подешевле, поэтому поднимать панику не стоит.
Согласно ответу управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры на запрос ИА «Банкфакс», в текущем году в регионе, как и во всей стране, действительно наблюдается повышенный рост цен на потребительские товары, в том числе на молочную продукцию. В ведомстве привели официальные статистические данные по итогам ноября 2021 года. Как сообщили в управлении, индекс потребительских цен по группе «молоко и молочная продукция» в Алтайском крае составил 102,3 % к предыдущему месяцу, в том числе средняя потребительская стоимость масла сливочного увеличилась на 3,8 %, сметаны – на 3,1 %, кисломолочных продуктов – на 3 %, молока питьевого цельного пастеризованного 2,5-3,2 % жирности – на 2,4 %, творога – на 1,9 %, сыра – на 1,5 %. В связи с этим основания для введения федеральными органами власти государственного регулирования цен на масло и молоко, которые входят в перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в настоящий момент отсутствуют.
Вместе с тем, в запросе «Банкфакс» указал, что резкий скачок цен на молочку произошел именно в начале декабря, и этот рост явно превышает 10 %. При этом, согласно постановлению правительства РФ, на ряд товаров могут устанавливаться предельные цены на срок не более 90 дней, если в течение 60 дней подряд рост цен составляет 10% и более с исключением сезонного фактора. Некоторые молочные продукты входят в данную категорию товаров. В связи с этим агентство планировало узнать, будут ли власти края пытаться сдерживать рост цен, однако в своем ответе руководитель ведомства Александр Евстигнеев декабрьский скачок цен проигнорировал.
Тем не менее, факт резкого подорожания молочки подтвердили в управлении пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям. В ответе на запрос «Банкфакса» там сообщили, что по оперативной информации, получаемой от молокоперерабатывающих предприятий региона, в период с 1 по 8 декабря текущего года отпускные цены на молочную продукцию на самом деле в среднем повысились на 10 % (цельномолочная продукция, масло, сыр, сметана). Причем производители молочки утверждают, что с начала 2021 года они работают в условиях удорожания себестоимости продукции, и взрывной рост цен сдерживается только за счет собственных ресурсов. В то же время отпускные цены на основную группу молочных продуктов были стабильными в течение года.
Как уточнили в управлении, к основным причинам роста себестоимости продукции, предприятия отнесли сезонный рост цен на сырое молоко, увеличение стоимости упаковочных материалов (практически в два раза), значительное удорожание расходных материалов, рост тарифов на энергоносители и прочих производственных издержек. Кроме того, в настоящее время предприятиям необходимо сформировать новый фонд оплаты труда в соответствии с действующим Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2022-2024 годы (уровень минимальной заработной платы для работников реального сектора экономики должен быть увеличен на 28 % - до 16 638 рублей). Совокупность названных факторов, по данным управления, и привела к увеличению себестоимости продукции, повышению отпускной цены, что отразилось и на потребительских ценах. К слову, отсюда можно сделать вывод, что большая часть сотрудников этой отрасли официально получает минимальную зарплату, именно поэтому для работодателей принятие данного соглашения стало таким затратным.
Также в ведомстве прокомментировали связь роста цен на молочные продукты с введением обязательной маркировки. В Алтайпищепроме заявили, что по расчетам предприятий отрасли, эти новшества хоть и привели к удорожанию молочных продуктов, но, с учетом других факторов, оно минимально.
В управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры в свою очередь добавили, что у граждан все же есть возможность купить недорогие молочные продукты. В ведомстве напомнили, что в целях экономической доступности крупные торговые сети постоянно проводят акции по снижению цен на социально значимые продукты питания, в том числе на молочку. Так, по состоянию на 9 декабря в торговых сетях, действующих на территории края, можно приобрести по акционным ценам сливочное масло, сметану, творог и пастеризованное молоко. Поэтому граждане могут поискать товары по акции.
Кроме того, в управлении подчеркнули, что уровень цен на молочную продукцию в Алтайском крае остается ниже, чем в целом по России. Так, по состоянию на 6 декабря среди регионов Сибирского федерального округа Алтайский край занимает первое место по минимальной средней потребительской стоимости сметаны, второе место – по сливочному маслу, третье место – по молоку. Чиновники заверили, что органы власти систематически ведут оперативный мониторинг за ценами на продукты питания, государственными контрольно-надзорными органами осуществляются мероприятия в области ценообразования в рамках действующего законодательства.