Потребительский спрос в Алтайском крае за последний год рос мизерными темпами, что говорит о динамике благосостояния населения и его затратах на товары, услуги и общепит. По результатам исследования РИА «Новости», регион оказался на дне соответствующего рейтинга.
Так, Алтайский край занял 73 место по динамике изменения потребительского спроса с января по июль 2021 года относительно аналогичного периода предыдущего. По подсчетам экспертов, он увеличился на 3,8 %. В реальном выражении среднемесячные траты на душу населения в рассматриваемый отрезок времени выросли всего на 1,7 тысяч рублей. На июль текущего года сумма трат одного жителя в месяц составляла 17,6 тысяч рублей.
Примечательно, что такая ситуация по ощутимо низкой динамике потребительского спроса в крае наблюдается на фоне общероссийского тренда на восстановление. После кризиса 2020 года, в том числе связанного с коронавирусом, наблюдалось падение активности потребителей, обусловленное падением доходов населения, а также снижением количества покупок и пользования услугами из-за карантина. В 2021 году граждане стали тратить деньги более активно, и спрос вернулся на докризисный уровень, отмечают эксперты. В среднем по стране он вырос на 12 %, а месячные траты достигли 26,9 тысяч рублей. Как можно заметить, жители Алтайского края выбиваются из этой тенденции, сохраняя свои расходы почти на том же уровне.
Между тем, к примеру, потребительский спрос в Республике Алтай год к году увеличился на 12,6 %, а среднедушевые траты – на 2,9 тысяч рублей до 15,6 тысяч. Это позволило региону занять 24 место в рейтинге.
В ТОП-5 по росту спроса вошли Краснодарский край – 22,2 %, Адыгея – 21,9 %, Кабардино-Балкария – 20,8 %, Северная Осетия – Алания – 20,7 %, Санкт-Петербург – 19,5 %. Отмечается, что такая динамика в субъектах-лидерах объясняется восстановлением туристической отрасли, которая привносит «привозной» спрос, а также общим увеличением спроса на фоне сильного падения в прошлом году.
В аутсайдерах оказались Чукотка – 2,5 %, Сахалин – 2,1 %, Мурманская область – 1,3 %, Ненецкий АО – минус 0,7 % и Томская область – минус 1 %. «В 2020 году на фоне строгих карантинных ограничений многие жители этих регионов были вынуждены отдыхать у себя в регионе, а не в теплых краях. И внутри этих регионов траты на туризм выросли, а в текущем году жители отправились в отпуск на море или на Кавказ, соответственно, потребительские расходы в северных регионах снизились, а в южных выросли за счет таких отдыхающих», - отметили эксперты.
Что касается абсолютных средних потребительских затрат за месяц, то больше всего денег уходит на товары, услуги и походы в рестораны у москвичей – 52 тысячи рублей, жителей Московской области – 41,3 тысячи рублей, Сахалина – 40 тысяч рублей и Санкт-Петербурга – 37,5 тысяч рублей.
По оценкам авторов исследования, в оставшейся части 2021 года динамика потребительского спроса будет положительной в сравнении с прошлым годом. В то же время они считают, что темпы роста будут сокращаться после того, как эффект базы будет исчерпан. Предполагается, что потребительский спрос по итогам 2021 года вырастет на 6-7 %.
Напомним, что по данным Алтайкрайстата на июнь текущего года среднемесячная начисленная зарплата в крае составила 34 634 рубля, тогда как годом ранее – 30 932 рубля. При этом динамика этой величины в течение года была неоднородной: примерно шесть месяцев она падала ниже отметки в 30 тысяч рублей. Вероятно, это существенно сказалось на том, что изменение потребительского спроса оказалось не столь ощутимым. Более того, по итогам июля годовая инфляция в Алтайском крае опережала общероссийскую и достигала 7,74 %. При этом уже в августе она разогналась до 8,55 %. Данный фактор также мог в значительной степени повлиять на желание граждан тратить деньги.