Члены Алтайского топливного союза (АТС) пожаловались в ФАС на нефтяные компании, которые, по их мнению, дискриминируют независимые АЗС в регионе. В своем письме они сообщают, что крупные игроки держат высокие оптовые цены на топливо, а на собственных заправках устанавливают демпинговый ценник, что грозит другим станциям разорением и уходом с рынка. Об этом пишет «Коммерсантъ».
Письмо в ФАС с просьбой возбудить антимонопольные дела в отношении «Роснефти» и «Газпром нефти» - крупнейших поставщиков топлива в регионе – 6 сентября направил глава АТС Юрий Матвейко. Он утверждает, что сбыты нефтяных гигантов ведут в Алтайском крае нерыночную политику относительно формирования оптовых и розничных цен на бензин. Так, по информации Матвейко, текущая стоимость АИ-95 и АИ-92 в опте превышает конечную цену на АЗС «Роснефти» на 1,7 рублей и 0,8 рублей за литр, а на АЗС «Газпром нефти» — на 1,45 рублей и 0,85 рублей за литр соответственно.
Как отмечает Матвейко, у нефтяных компаний якобы есть возможность перераспределять затраты внутри собственных структур, за счет чего они без большого ущерба для себя могут устанавливать цены ниже закупочных на топливо в собственной рознице. Это приводит к перетоку клиентов от независимых АЗС и, как следствие, увеличению их удельных затрат на продажу топлива и снижению маржинальности. Таким образом, считают в Союзе, нефтяники создают препятствия независимым заправкам и вытесняют их с рынка.
Матвейко отмечает, что цены на АЗС не регулируются законодательно. Однако нефтяники будто бы вынуждены сдерживать их в пределах инфляции по указанию властей. Это привело к тому, что продажа топлива на большинстве российских заправочных станций стала убыточной на фоне роста оптовых цен на бензин.
В «Роснефти» и «Газпром нефти» пока никак не прокомментировали эти заявления. В ФАС со своей стороны сообщают, что пока не видели обращения Алтайского топливного союза. Уточнить актуальную информацию у самого Матвейко «Банкфаксу» на момент подготовки материала не удалось. Вместе с тем антимонопольные юристы полагают, что в письме АТС может быть недостаточно доказательств. Они отмечают, что нужны данные по каждому независимому оператору АЗС, динамике цен и скидкам. Кроме того, необходимо выявить схожие случаи в соседних регионах и оценить влияние внешних факторов.
Анна Лишневецкая из исследовательской группы «Петромаркет», специализирующейся на нефтегазовых рынках России и стран СНГ, отмечает, что к осени средняя цена на бензин выросла с начала года на 5-6 %, что сопоставимо с уровнем инфляции. При этом 1 сентября на АЗС «Роснефти» ценник упал на 40 копеек за литр на бензин и дизтопливо. 6 сентября снижение произошло и на АЗС «Газпром нефти», но куда более скромное. Стоит заметить, что это произошло всего за пару недель до выборов в Госдуму РФ.
При этом Лишневицкая подтверждает, что мелкооптовая и розничная цены на бензин в Алтайском крае и Республике Алтай действительно сравнялись в первой декаде августа. В сентябре, по ее информации, стоимость тонны топлива на нефтебазах стала на 1,5-2 тысячи рублей превышать среднюю розничную цена на заправках региона. Таким образом, по подсчетам эксперта, чистая маржа розничной торговли бензином ушла в минус на 3,74 рубля за литр для АИ-92 и почти на 4 рубля для АИ-95. Эти убытки в Алтайском крае даже выше, чем в среднем по России.
Отметим, что Алтайский край занимает позиции аутсайдера среди других регионов по доступности бензина: он занимает 76 место из 85 при средней стоимости 43,42 рубля за литр топлива в июле текущего года. Это не самая высокая цена в стране, однако решающую роль здесь сыграли низкие доходы населения. Таким образом, жители края могут себе позволить не более 615 литров топлива в месяц.