Арзамасский приборостроительный завод (АПЗ, Нижегородская область) планирует начать производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) вертолетного типа. Об этом пресс-служба завода сообщила 13 июля 2018 года.
Согласно информации, проект "Комплекс инженерно-технической разведки" реализуется совместно АПЗ, Воронежской военно-воздушной академией (ВВА) и "Арзамасским приборостроительным конструкторским бюро" (АПККБ, дочернее предприятие АПЗ).
По инициативе генерального директора АПЗ Олега Лавричева и поддержке акционеров предприятия были выделены средства на проведение инициативной разработки. Специалисты АПКБ совместно с Московским авиационным институтом разработали конструкторскую документацию. Ведущие конструкторы и технологи АПЗ отработали техпроцессы. В настоящее время изготавливаются опытные образцы, стенд для наземных испытаний, заказаны необходимые комплектующие.
Московская компания "Иркос" по заказу АПЗ изготовила пеленгаторы, для обучения управлению БПЛА закуплен симулятор. Первая группа пилотов уже обучается в ВВА, а параллельно разрабатывается программа по подготовке пилотов на базовой кафедре Арзамасского политехнического института – филиала НГТУ им. Алексеева.
"Собственное инструментальное производство позволяет нам в короткие сроки осваивать совершенно новые сложные изделия. Мы создали специальный сборочный участок. Развитая производственная база и наличие высококвалифицированных специалистов способствуют быстрой отработке технологий, техрешений, кооперации и алгоритмов. Кроме того, этот проект объединяет всех ведущих конструкторов и разработчиков в области малых вертолетных форм, создает кооперацию по осуществлению полного импортозамещения комплектующих, вплоть до двигателей", - пояснил технический директор АПЗ Виктор Сивов.
В сообщении отмечается, что беспилотная авиация экономически выгоднее для потребителя. Цена пилотируемых самолетов и вертолетов постоянно возрастает, увеличивается и стоимость обучения пилотов. Разработки принципиально новых моделей и конструкций беспилотных летательных аппаратов ведутся постоянно. Несмотря на то, что беспилотники сейчас производят во многих странах и в различных модификациях, на этом рынке еще есть пустующие ниши.
"Беспилотник легкого типа, основанный на вертолетной платформе, с возможностью взятия достаточно весомой (35-50 кг) полезной нагрузки, востребован в вооруженных силах РФ для обеспечения устойчивой связи в труднодоступных районах, организации видеонаблюдения, реализации задач радиоэлектронной борьбы (РЭБ), радиоразведки. А поскольку это самостоятельное изделие, оно будет востребовано и на рынке, обеспечивая предприятию загрузку мощностей на перспективу", – сказал Лавричев.
Подъемная сила у БПЛА-ВТ создается аэродинамически, но не за счет крыльев, а за счет вращающихся лопастей несущего винта. Преимуществом является способность зависать в одной точке и высокая маневренность. БПЛА разборные, умещаются в контейнере объемом порядка около одного кубометра, что удобно для перевозки любыми транспортными средствами. При этом приведение вертолета из транспортного состояния в рабочее занимает максимум 20 минут.
Ожидается, что освоение производства БПЛА позволит предприятию выступать в роли изготовителя конечной продукции, а не комплектующих, как было до настоящего времени, что открывает новые финансовые возможности при заключении контрактов как с государственными заказчиками, так и с гражданскими структурами.
СПРАВКА:
Технические характеристики БПЛА-ВТ АПЗ: предельная взлетная масса 150 кг; нормальная взлетная масса 120 кг; максимальная полезная нагрузка 50 кг; максимальная скорость полета 150 км/ч; максимальная удаленность на одной заправке 300 км; высота полета 3,5 км.