Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) просит власть поддержать автопром в разгар пандемии.
По информации корреспондента ДОФы 4 апреля премьер Михаил Мишустин получил «весточку» от АЕБ. Ассоциация попросила разработать меры, которые помогут выжить в период всеобщего карантина. АЕБ, опираясь на то, что в автопроме задействовано около 3,5 миллиона человек, которые не могут работать, предложила «спасательный» список из 40 пунктов.
Самое главное предложение АЕБ – пересмотреть и перенести на 2021 год внедрение дифференциации промсубсидий (де-факто компенсации утильсбора). Ранее в ведомственных кабинетах пообещали не убирать выплаты промсубсидий (годовой размер около 300 миллиардов). Помощь распространялась только на концерны, которые оформили инвестиционный контракт (СПИК).
Но после посещения Президента КаМАЗа (зимой 2019 года) концепцию вмиг изменили. Теперь заключившие СПИК могут рассчитывать в 2020 году только на половину суммы, остальные средства будут идти в соответствии с фактической локализацией автомобилей. Но в 2021 году концерны получат 75%, а в 2020 году – полную выплату.
Пока что новые правила не оформлены документально. Отметим, что министерство промышленности и торговли намерено отодвинуть уплату утильсбора за машины, поставляемые в рамках СПИК, на конец года.
Еще одно предложение от АЕБ – остановка ставок утильсбора до 2023 года. В этом году они подскочили на 110%, если опираться на данные по легковым автомобилям. Вообще в 2021-2022 году чиновники Минпромторга хотели проиндексировать утильсбор, дабы добиться большей локализации. В сегодняшних реалиях такие меры явно не помогут, потому что концерны думают не об инвестициях, а неумолимо приближающемся банкротстве. По мнению экспертов, очередная нагрузка будет импульсом для роста цен на автомобили, а это приведет к обрушению спроса.
Загибающийся автопром ждет льгот
Вообще, на авторынке гуляют разные мнения по поводу дифференциации промсубсидий. Топ-менеджеры «Ниссан» считают, что концепция не повлияет на положение автопоставщиков. Более того, заморозка внедрения концепции, не гарантирует стабильности и, вероятно, начнет, мешать полноценной работе в рамках СПИК. Ранее в компании высказывались с точностью до наоборот, заявляя, что увеличение локализационных требований заставит поставщиков менять свои планы и тормозить старты выпуска новых моделей.
В концерне «Тойота» отметили, что отсрочка дифференциации — отличная мера, чтобы удержать цены на локальную продукцию от резкого скачка, а также станет гарантом того, что хотя бы часть инвестиционных программ будет выполнена в разгар экономического кризиса. Очевидно, что львиная доля компаний поддерживает предложение АЕБ.
Сейчас, пока в стране бушует заморская напасть любые меры, которые помогли бы автопроизводителям смягчить финансовую нагрузку, будут очень кстати. Локализацию можно стимулировать не только государственными субсидиями, но и налоговыми (и иными) льготами.