Участники рынка пассажироперевозок в Барнауле все чаще замечают пристальное внимание инспекторов ГИБДД к «бюджетным» маршруткам «ГАЗель Next», водителей которых правоохранители штрафуют, если в салоне едет больше одного стоячего пассажира. Как выяснилось, в технических характеристиках этого транспортного средства действительно указано, что это максимум, тогда как в Барнауле эти довольно неудобные микроавтобусы набиваются под завязку. Между тем ИД «Алтапресс» со ссылкой на источники в отрасли объясняет ситуацию обострившейся конкуренцией между перевозчиками в сегменте автобусов малой вместимости.
В ГИБДД Барнаула отметили, что ПДД запрещают перевозить людей «сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства». Производитель «ГАЗели Next» предусмотрел только одно место для стоящего пассажира, и если таковых окажется больше, то водителю придется заплатить штраф в 500 рублей. Переполненные «ГАЗели» инспекторы останавливают и во время рейдов, и при ежедневном патрулировании. На общественном транспорте много аварий, поэтому ему всегда уделяют особое внимание: стоящие в таких маршрутках люди больше других рискуют получить травмы, как считают в ведомстве.
При этом «ГАЗели Next» - фактически единственные автобусы малой вместимости в городе, в которых запрещено перевозить стоя больше одного пассажира. Другие производители для своих авто такую возможность предусмотрели. Однако отечественные автобусы для перевозчиков остаются наиболее желанными, так как их стоимость ощутимо меньше, чем у конкурентов. «ГАЗель Next» — самый оптимальный вариант для перевозчиков по соотношению цена/качество/окупаемость. Брать что-то дороже им не выгодно. Это вынужденный компромисс между необходимостью обновлять автопарк и желанием увеличить вместимость автобусов, которые выходят на линии», - объяснил транспортный инженер Василий Попов.
Пассажиры подтверждают усиленное внимание ГИБДД к «ГАЗелям Next». «Я ехала с работы на автобусе № 18. На остановке «Радиозавод» на проспекте Калинина нашу маршрутку остановил сотрудник ГИБДД. Я сидела сзади и не слышала, как переговариваются водитель и инспектор, но через какое-то время стоявшие в проходе люди вышли. А мы сидели и ждали, пока водителю выпишут протокол. За это время подъехал другой «18-й», но пассажиров нашего автобуса он не взял. Они так и остались на остановке», - объяснила женщина. Другие очевидцы утверждают, что правоохранители иногда демонстрируют и более лояльное поведение, не требуя высадки пассажиров. Однако от составления протокола не отступаются. В любом случае горожане не страдают финансово: из-за специфики оплаты в общественном транспорте малой вместимости им не приходится требовать свои деньги назад.
В городской администрации также подтвердили, что перевозчики не готовы покупать более дорогие автобусы большей вместимости, так как «ГАЗели» вполне отвечают требованиям, заявленным требованиям в конкурсах, которые проводят чиновники.
Один из участников рынка пассажирских перевозок Барнаула заметил, что в последнее время ГИБДД активизировалась с проверками водителей «ГАЗелей». Он связывает это с тем, что в сегменте малых автобусов обострилась конкуренция между перевозчиками. Собеседник издания предполагает, что владельцы микроавтобусов Hyundai могут писать жалобы в ГИБДД на «газелистов» с просьбой пресечь нарушения.