Негативные отзывы в адрес ряда маршрутов общественного транспорта продолжают поступать от жителей Барнаула, несмотря на заявления мэрии города об усилении работы с перевозчиками. Так, на днях одна из пассажирок рассказала в соцсетях об очередном «психологическом ступоре» водителя маршрутки, который отказался предоставлять ей терминал для безналичной оплаты. Другие барнаульцы пожаловались на переполненные автобусы и опасное вождение.
В сообществе Barnaul 22 «ВКонтакте» жительница города рассказала о конфликте, возникшем между ней и водителем автобуса № 120. По ее словам, мужчина отказался предоставить ей терминал для оплаты безналичным способом, заявив, что в старых маршрутках его быть не может. В результате ссоры возникла травмоопасная ситуация. «В грубой форме сказал переводить деньги на баланс телефона. Пока у меня загружался Сбер, он кричал на меня, оскорблял. Я не грубила и не отвечала ему, со мной был ребенок. В итоге я записала номер и, сказав, что переведу сейчас, начала выходить из маршрутки под брань водителя и слова о том, чтобы я «шевелилась». Я вышла из уже движущейся маршрутки и обернулась, чтобы скорее забрать ребенка со ступенек, и тут маршрутка поехала быстрее и начала закрывать двери», - сообщила женщина.
Многие комментаторы встали на ее сторону. «Обязать наших горе-транспортников везде поставить терминалы и все. И жестко штрафовать в ответ на жалобы если терминал «не работает». Либо вообще перевести всех, как в Москве, на общую платежную систему, транспортная карта и никакой налички. Я думаю, к этому и придут. Перевозчикам выгодно работать с наличкой, чтобы уходить от налогов. Нет терминала, значит нет оплаты», - считают некоторые барнаульцы.
Отметим, что по данным реестра регулярных маршрутов Барнаула, автобусы направления № 120 должны быть оснащены средствами для приема безналичных платежей. Данный маршрут обслуживает ИП Николай Усольцев.
Стоит пояснить, что по закону «О защите прав потребителей», при наличии электронного средства оплаты водитель не вправе отказывать пассажиру в его использовании. Это является административным нарушением, которое карается штрафом. Более того, в соответствии с законодательством, если терминал не работает или человек получает отказ в его использовании, то требование от него другого способа оплаты также противозаконно. В таком случае можно рассчитывать на легальный бесплатный проезд. Однако если приобрести билет не получается по причине неисправности банковской или транспортной карты, а также нехватки средств, то ответственность за это несет сам пассажир.
До недавнего времени валидаторы имелись только на барнаульских маршрутах с регулируемыми тарифами: № 1, 2, 9, 10, 17, 19, 20, 24, 25, 35, 37, 38, 39, 40, 53, 55, 57, 60, 75, 80, 104, 104ю, 108, 109, 109оп, 110, 113, 137, 138, 149, 3, 26, 2к, 150, 33р, 119ш, а также на всех троллейбусах и трамваях. Теперь же бесконтактную оплату вводят и для маршрутчиков. Некоторые из них уже должны иметь терминалы. Однако сами предприниматели говорят, что водители к этому пока не готовы и входят в «психологический ступор», поскольку привыкли иметь дело с наличными. Также перевозчики сетуют на банковскую комиссию, которая съедает часть дохода. Барнаульцы в свою очередь отмечают, что многие водители маршруток сегодня официально не трудоустроены и их основной заработок – это наличка, которую они могут брать себе в качестве зарплаты каждый день при выполнении определенного плана.
Еще одна жалоба на общественный транспорт поступила от пассажирки направления № 65. Она рассказала о неудобном расписании, из-за которого автобусы постоянно переполнены: «Утром невозможно уехать в центр, маршрутка ходит с интервалом в 20-30 минут, уже на пятой остановке в нее невозможно вместиться». С ее слов, обращения в мэрию Барнаула никаких результатов не дали. Другой горожанин обратил внимание на аналогичную проблему в маршрутках № 75 и 80.
В последнее время администрация города все чаще обращает внимание на неудовлетворительную работу компаний, обслуживающих маршруты общественного транспорта, и рассказывает о совещаниях с перевозчиками, которым указывают на недопустимость нарушений расписания. Однако результатов это, судя по отзывам барнаульцев, не дает. К примеру, в середине декабря прошлого года прошла очередная такая беседа с рядом предприятий, в котором, в частности, участвовало ООО «Олир-Авто». Эта фирма работает на вышеупомянутом направлении № 80.
Кроме того, еще одна недавняя жалоба горожан касалась опасного вождения одного из маршрутчиков. Судя по опубликованному в Сети видео, водитель автобуса решил развернуться через всю дорогу прямо возле одной из остановок. В результате легковому автомобилю с трудом удалось избежать аварии.
Напомним, что ранее мэрия Барнаула пообещала расторгать контракты с предприятиями, которые постоянно совершают серьезные и грубые нарушения. Однако о подобных прецедентах ни разу не сообщалось.