ОАО «РЖД» продолжает оценивать перспективы строительства железной дороги до Китая, которая может пройти через Горный Алтай. Как пишет «Коммерсантъ», в компании проработали возможные маршруты, один из которых может начаться в Бийске. Два других также могут предполагать прохождение по алтайской земле. По мнению экспертов, экономическая обоснованность этого проекта и источники финансирования сегодня один из главных вопросов для такого масштабного проекта.
РЖД прорабатывает возможные параметры перспективной железнодорожной ветки до Китая. По словам замгендиректора компании Алексея Шило, по этому пути можно было бы направить грузовую базу в 30 млн тонн. Также проектировщики наметили три маршрута, которые можно вывести в Поднебесную. Каждый из них предполагает выход на китайскую станцию Авэйтань (округ Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР). Один из них начинается от станции Таштагол ЗСЖД в Кемеровской области (1081 км), второй – от станции Абаза в Хакасии (1276 км). Еще один вариант – через Бийскую станцию, от которой протяженность железной дороги составит около 1006 км. Предполагается, что этот западный путь пройдет через небольшой участок российско-китайской границы между Казахстаном и Монголией, то есть через горы Алтая.
Представитель РЖД уточнил, что при каждом сценарии речь идет о строительстве в условиях сложного ландшафта, то есть с эстакадами, тоннелями и мостами. По словам Шило, оценивать стоимость такого проекта сегодня «неблагодарное занятие», поскольку многое будет зависеть от стоимости материалов. «Поэтому этот проект нужно будет оценивать комплексно, в том числе с привлечением китайских партнеров», - сказал спикер. Он добавил, что данный вопрос с ними уже прорабатывается.
Отмечается, что концепция пути в Китай через Горный Алтай рассматривалась в контексте многих российских инфраструктурных проектов, в том числе газовых. Однако к ее воплощению так и не преступили из-за технической сложности и необходимости пересечения плато природного заповедника Укок. По словам замгендиректора РЖД, при реализации проекта будет необходимо учесть фактор влияния на окружающую среду. Он подчеркнул, что это «новая реальность», поскольку даже при заказе перевозки клиенты требуют расчета экологических параметров, в том числе относительной экономии выбросов CO2. В связи с этим строительство на заповедной территории неизбежно будет осуществляться на условиях минимального воздействия на природу, сказал Алексей Шило.
На сегодняшний день проект западного маршрута не предусмотрен никакими действующими документами РЖД до 2025 года. Предполагается, что его преимущество состоит в возможности вывозить сибирские грузы напрямую, не используя Восточный полигон железных дорог и тихоокеанские порты, которые и так загружены. В первую очередь речь идет о перевозках угля с Кузбасса. При этом маршрут через Бийск также позволит осуществлять транзит топлива из Новосибирской области. В то же время строительство ветки от Хакасии даст выход на Китай и местным угольщикам.
На данный момент эксперты относятся к задумкам РЖД неоднозначно. Руководитель «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров сравнивает этот сверхкрупный проект с мостом на Сахалин. В беседе с «Коммерсантом» он отметил, что в обоих случаях доказать экономическую обоснованность будет трудно, если вообще возможно. По его мнению, сегодня внебюджетные источники финансирования для возведения новой ветки не просматриваются. Он считает, что найти средства на реализацию путем инфраструктурных облигаций компании в этой ситуации невозможно. Спикер полагает, что единственный реалистичный способ привлечь деньги частных инвесторов – это допустить их к участию в строительстве и последующему управлению объектом. Со слов Бурмистрова, это также может быть интересно консорциуму инфраструктурных подрядчиков и госбанков.
Напомним, что обсуждение возможного строительства ветки до Китая компания РЖД запустила в этом году. Если в этой ситуации рассматривать Бийск как стартовую точку, то очевидно, что одним из актуальных вопросов станет возведение железнодорожных путей до Республики Алтай. Идеи о ж/д соединении наукограда и Горно-Алтайска звучали еще во времена СССР. Начало строительства неоднократно анонсировали и в XXI веке, а в последний раз эту тему в 2019 году поднимал еще до своего избрания губернатором Олег Хорохордин. Пока дальше разговоров дело не продвинулось.
UPD 12:53: глава Республики Алтай Олег Хорохордин прокомментировал это сообщение, заявив, что правительство региона не вынашивает планов по строительству железной дороги в Китай, а все эти обсуждения в РЖД сейчас находятся на стадии проекта и «очень далеких перспектив». Глава региона выразил опасение, что реализация такого проекта может затронуть не только сакральные для коренного населения места, но и природные заповедники, такие, как плато Укок. «Этого мы допустить не можем. Не раз говорил, что Республика Алтай – экологическая столица России, выступающая за устойчивое развитие. Это наш приоритет. Но даже в случае готовности реализовать этот проект необходимо в первую очередь внимательно изучить мнение людей, узнать, что думают об этом наши жители. Испокон веков люди занимаются здесь сельским хозяйством, чтят свои традиции, культуру, самым бережным образом относятся к природе и вряд ли будут согласны превратить республику в большую стройку тоннелей, эстакад и железнодорожных мостов», - цитирует Хорохордина пресс-служба правительства.