56,7 % членов домохозяйств в Алтайском крае по итогам 2018 года заявили о том, что им хватает денег только на одежду и еду. Покупка товаров длительного пользования (бытовой техники, смартфонов и так далее) для них уже представляет значительные трудности. В основном это молодые семьи и семьи, состоящие из неработающих пенсионеров. Как следует из данных, опубликованных Росстатом, этот показатель в регионе ощутимо превышает общероссийский.
Из данных исследования на IV квартал 2018 года 1,4 % членов алтайских домохозяйств испытывают проблемы даже с тем, чтобы прокормить себя. Еще 27,9 % испытывают проблемы с оплатой различного рода услуг (по большому счету, коммунальных). 13,6 % в целом обеспечивают свои потребности, но не могут позволить себе купить квартиру, дачу или автомобиль. Только 0,3 % домохозяйств в Алтайском крае считают, что денег им достаточно на все. В среднем каждый член домохозяйства в крае располагает ресурсами на 21 326 рублей в месяц, которые на 88,7 % состоят из различного рода денежных доходов. Оставшиеся проценты распределились между натуральными поступлениями продуктов питания и непродовольственных продуктов, а также суммами привлеченных средств и израсходованных сбережений. В IV квартале 2018 года на одного члена домашнего хозяйства приходилось 13 212 рублей потребительских расходов, из которых 33,4 % уходит на продукты питания, 1 % - на питание вне дома, 2,1 % - на покупку алкогольной продукции, 40,3 % - на покупку непродовольственных товаров и 23,1 % - на оплату различного рода услуг.
В целом, тренд в регионе соответствует общероссийскому. Как прокомментировал РБК данные Росстата научный сотрудник Института социального анализа РАНХиГС Дмитрий Логинов, значительные группы населения имеют минимальные потребительские возможности и живут от зарплаты до зарплаты. Подобная стратегия крайне опасна, потому что не оставляет возможности для развития, вложений в образование, отдых и здоровье, сказал он.
Граждане, у которых текущие доходы позволяют иметь нормальное питание и покупать одежду, но приобретение товаров длительного пользования уже вызывает сложности, находятся в зоне потребительского риска. «Даже небольшой потребительский шок — например, пришел в негодность телевизор, стиральная машина или задержали зарплату — вынуждает людей экономить еще сильнее», — отметил Логинов. Таким семьям приходится экономить на еде или брать кредит. При этом, если смотреть на ситуацию в общероссийском срезе, то реальные располагаемые доходы россиян в 2018 году впервые за четыре года продемонстрировали рост, хотя и едва заметный: он составил всего 0,1 %. Однако же по итогам I квартала 2019 года доходы снова уменьшились на 2,3 %.
Все это происходит на фоне роста закредитованности населения, которое вынуждено брать займы, а также активно тратить собственные сбережения для того, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. «Такую модель поведения можно охарактеризовать как модель вынужденного потребления, которая также заставляет людей тратить свои накопления с целью поддержания необходимого уровня жизни», — рассказал главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Тот факт, что население использует заемные средства, а также активно тратит сбережения, имеет нездоровую природу и не связан с активизацией потребительского спроса, заключил Покатович.