Шесть человек подали в крайизбирком документы на выдвижение кандидатами в губернаторы Алтайского края на выборы 9 сентября. Они уже начали наполнять свои избирательные фонды, так что можно наглядно увидеть, с каким запалом претенденты подступаются к этой кампании. Кроме того, в Telegram аналитики рассказывают о подоплеке агрессивной кампании против Виктора Томенко, которая также прямо связана с финансированием выборов.
Пока избирком отчитался о наполнении фондов и тратах на 9 июля. В этот день документы сдали Людмила Суслова («Справедливая Россия») и Сергей Сущевский («Партия малого бизнеса»), поэтому ожидать серьезных бюджетов и трат то них не приходится. Наиболее ощутимой «форой» обладает действующий врио губернатора Виктор Томенко, который сдал документы еще 29 июня. И, судя по отчетам, он ей воспользовался.
К отчетной дате в избирательный фонд Виктора Томенко, выдвинутого «Единой Россией», поступило ровно 13 млн рублей. Из этой суммы 140 тысяч рублей он потратил на нотариальные услуги (вероятно — заверение подписей депутатов для прохождения муниципального фильтра), 67,5 тысяч рублей — на изготовление блокнотов, 280 тысяч рублей — на изготовление футболок поло с логотипом. Их он, вероятно, сделает частью своей капании как своеобразный символ обновления краевой власти — по поло его узнавали в первые недели работы в регионе.
На втором месте с сильным отставанием кандидат от ЛДПР Владимир Семенов, в избирательный фонд которого поступило 1,08 млн рублей. Он потратил 65 тысяч рублей на заверение листов поддержки. Остальные кандидаты не могут похвастаться значительными суммами. Людмила Суслова, выдвинутая «Справедливой Россией», собрала 100 тысяч рублей, из которых потратила 60 тысяч рублей на изготовление и заверение листов поддержки. Андрей Крылов, выдвинутый «Партией роста», собрал 71 тысячу рублей, из которых 69 890 ушло на оплату нотариальных услуг. Кандидат от «Яблока» Виктор Рау указал всего 2 тысячи рублей, из которых потратил 860 рублей, но цель этих трат не указана. Данных о фонде Сергея Сущевского пока нет.
В то же время сейчас в Telegram активно обсуждается информация о той части избирательного фонда Виктора Томенко, которая должна пойти на агитацию на электронных ресурсах, в соцсетях и на других площадках. В частности, канал «Бузотеры и воронье» утверждает, что на эти цели в рамках региональных кампаний обычно тратится 300-500 млн рублей. С дележкой этой суммы авторы связывают и развернувшуюся в Telegram кампанию по откровенной дискредитации врио губернатора, которая, по мнению серьезных аналитиков, не имеет под собой реальных оснований.
Эта история началась с критической публикации на крупном канале «Незыгарь», который указывал на мнимые ошибки в агитации врио. «И понеслось. Десятки публикаций в федеральных и региональных каналах. И все по одному месту: неправильно Томенко пиарится, не умеет, не той стороной пиар-бутерброд на язык кладет. Вот же они, авторы каналов все знают и понимают, что же Томенко не спросит у них — такой месседж прочитывался во всех публикациях», — верно подметили авторы «Бузотеров и воронья».
В посте предлагается анализ причин такого поведения федералов: возможно, речь идет о конкуренции за бюджет кандидата. «Незыгарем» сейчас владеет агентство стратегических коммуникаций «Михайлов и партнеры». Это уже третий владелец. Говорят, купили канал за 20 млн рублей, а сейчас уже оценивают его в $1 млн. На минувших президентских выборах «Михайлов и партнеры» были главными пиарщиками российского ЦИКа и получали через это доступ к региональным предвыборным бюджетам. Конкурирует с ними на сочной ниве губернаторских выборов близкая к администрации президента «ИМА-Групп» в кокошниках», — заявили авторы.
По их убеждению, между двумя «пиар-армиями» поддерживается «вооруженный нейтралитет», однако в данном случае он оказался нарушен из-за позиции самого врио губернатора, не захотевшего «кормить» московских специалистов. Он якобы решил, что не будет тратить деньги на таргетированную рекламу на сомнительных сайтах. «Как настоящий бухгалтер, он цену деньгам знает. И вполне резонно полагает, что свои штатные специалисты справятся с пиаром на Алтае не хуже московских варягов», — утверждается в сообщении. В ответ москвичи и начали применять «информационный шантаж», считают авторы «Бузотеров и воронья».
Однако в последнее время критических публикаций стало объективно меньше. Не вполне понятна причина: либо администрация президента утихомирила разбушевавшихся критиков, либо Виктор Томенко все же решил воспользоваться их услугами. Однако известно, что сейчас куратором его избирательной кампании, по данным «Коммерсанта», назначен глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, а на местном уровне кампанией управляет руководитель регионального исполкома партии Андрей Клюзов.