Сегодня, 3 сентября, на городские маршруты выйдут автобусы нового типа - первые из 75 автобусов ПАЗ 320435-04 VECTOR NEXT среднего класса, взятые мэрией Омска в лизинг. От 50 машин водители уже получили ключи, остальные 25 - прибудут в Омск до 1 октября.
Современные автобусы среднего класса, как считают представители департамента транспорта, способны заменить маршрутки, тем самым разгрузив городские магистрали. "Омск Здесь" оценил автобусы и пришёл к выводу, что машины хоть и выгодно отличаются от привычных маршруток и ПАЗов, но всё же имеют свои недостатки.
Общая вместимость каждого автобуса 52 человека, из них 19 - сидячие места. Все транспортные средства способны перевозить граждан маломобильной группы - автобусы оснащены аппарелью (помостом) и площадкой для инвалидного кресла и детской коляски. Но ее работа потребует участия водителя.
Нижний фартук автобуса выполнен из стеклопластика, так что никогда не будет ржавым, а верх автобуса покрыт оцинкованным листом. Сам автобус получил современный и стильный дизайн. Двигатель - дизельный, нормы экологической безопасности - EURO-5.
Из-за особенностей конструкции передняя дверь автобуса узкая, а подъём по ступенькам - слишком высокий, поэтому забраться в транспорт пожилым людям будет проблематично. Спускаться на заднюю площадку также не всем будет комфортно.
Впрочем, жаловаться на задние двери не приходится - они двухстворчатые, а ширина проёма составляет 1 м 20 см. И это неспроста: задняя площадка сделана низкопольной и предназначена для посадки в салон людей с ограниченными возможностями. Здесь используется съёмный пандус евростандарта - он способен выдержать до 350 кг.
По словам водителей, новый автобус более маневренный, а расход топлива в два раза меньше, чем у больших автобусов.
- Опробовать новый автобус ещё толком не успел, только проехал немного. Они низкопольные, и на задней площадке предусмотрены места для маломобильных граждан. Для водителей также обеспечены комфортабельные условия - удобные широкие сиденья и два кондиционера. Один на задней площадке для пассажиров. В час пик без нас не обойтись, и частник сможет составить конкуренцию, но в утренний и вечерний час пик спрос на нас. Мы выйдем, в отличие от них, в любую погоду. Хочешь - не хочешь, а поедешь, - говорит водитель ПАТП № 8 Владислав Павперов.
Немного необычно, что пандус не откидной, а складной - хранится в нише около двери. Предусмотрено и место размещения коляски с выделенным свободным пространством в салоне, а также место для сопровождающих.
Предыдущие ПАЗы имели только высокий пол - могла применяться большая аппарель либо электроподъёмник. На задней площадке, как и на боковой стенке, снаружи автобуса у двери расположена кнопка остановки, причём находится она на уровне коляски.
Узкая в автобусе не только передняя дверь, но и сам проход - по два человека вряд ли встанут. Однако, по словам специалистов, за счёт накопительных площадок в передней и задней частях автобуса толкотни удастся избежать. Сиденья широкие, но немного жёсткие. Расстояние между ними внушительное - можно вытянуть ноги, и обладателям длинных ног не придётся выставлять их в проход.
Благодаря приобретению современных автобусов чиновники рассчитывают увеличить пассажировместимость городского транспорта. Новые автобусы выйдут на маршруты № 17, 21, 23, 33, 61 и другие. Из 50 машин 19 отправятся в ПП-7, 16 - в ПП-8, 10 передадут ПАТП №2, а пять поедут в ПП №4.
- Эту партию автобусов распределили таким образом, чтобы они максимально заменили длинномеры и "коротышей". На основных загруженных магистралях будут работать большие машины, а эти машины пустим там, где пассажиропоток невысок. На 69 и на 24 маршруте их не будет, - говорит директор "Пассажирского предприятия № 8" Виталий Маслик.
Из окон открывается хороший обзор, в салоне чисто и красиво. Комфортно омичам будет ездить в автобусе как летом, так и зимой. Каждый ПАЗ оснащён тремя печками и двумя кондиционерами, которые расположены на потолке в передней и задней частях автобуса.
Дополнительное оборудование также радует - электронное табло, показывающее конечную остановку, время и температуру воздуха в салоне, находится в передней части автобуса. Также электронное табло есть снаружи автобуса - там оно показывает маршрут транспорта.
В новых автобусах удобная коробка-автомат на шесть скоростей. Но, в отличие от других автобусов и маршруток, кабина водителя не изолирована от салона. Место кондуктора сделали в передней части салона - рядом с водителем.
Добавим, что до конца 2018 года мэрией по плану должно быть закуплено два десятка автобусов большого класса, которые будут работать на природном газе, 25 автобусов среднего класса и сотня автобусов малого класса. На данный момент парк муниципальных автобусов составляет 577 единиц, при этом 454 автобуса на маршруты выходят более 10 лет.
Фото и видео автора