В конце октября журнал «Эксперт Сибирь» попытался осмыслить современную проблематику высшего образования. Так, был выдвинут тезис, что на периферии сегодня начинает формироваться «образовательное гетто», то есть региональные вузы больше не привлекают местных амбициозных выпускников и живут лишь за счет абитуриентов из глубинки и приезжих из-за рубежа, упуская качественный контингент. В числе прочих упоминался и Алтайский край, что подхватили некоторые комментаторы, но углубляться в тему не стали. Действительно, в политике вузов Алтайского края прослеживается тенденция к привлечению все большего числа иностранных студентов. В основном мигранты приезжают учиться из стран ближнего зарубежья, а университеты стараются создать для них хорошие условия. В свою очередь прогрессивная молодежь края все чаще отдает предпочтение университетам других регионов. О том, связаны ли эти два факта, положительная ли это тенденция, какую роль в этом играет качество образования и насколько жители Алтая толерантны к гостям из зарубежья, с корреспондентом ИА «Банкфакс» обсудили специалисты из университетской среды и те, на кого эти процессы непосредственно влияют.
Виктор Беляев, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предпринимательства и маркетинга МИЭМИС АлтГУ:
- В этом вопросе могу опираться только на свой преподавательский опыт. У меня есть несколько студентов из Таджикистана. Хорошие ребята, интересуются всем, задают вопросы, выполняют задания. Есть случаи, когда у приезжих проблема с русским языком, бывают трудности с этим, приходится исправлять. Для таджиков, конечно, интерес в первую очередь географический. С китайцами ситуация другая – они интересуются экономикой и политикой. У них более предметный интерес. Они здесь налаживают социальные связи и с полученным опытом уезжают обратно. Еще несколько лет назад было много монголов, но в последнее время их совсем мало. У них тоже на это есть свои причины. Другой пример: была одна студентка из Африки. У нее было плохо с языком и она не могла объяснить цель обучения. Думаю, у нее тоже был географический интерес: посмотреть Сибирь, как тут все устроено. Европейцам мы почти не интересны. В 1990-е годы они еще приезжали, чтобы посмотреть на изменения в нашей политике и экономике, но сейчас их почти нет.
У нас к приезжим хорошо относятся и преподаватели и студенты. Первый год они еще «кучкуются». Китайцы с китайцами, например. Когда я это вижу, пытаюсь их разбить, чтобы была одна среда. Например, даю задания для небольших групп по пять человек, чтобы все перемешались. Они быстро вливаются в студенческую среду, наши студенты им помогают. Потом уже все вместе выходят на улицу в мороз, общаются.
Конечно, нужно привлекать больше приезжих из зарубежья. Это даст развитие краю и образованию в перспективе. Пока это незаметно, но в будущем проявится. Важны социальные связи. Чтобы иностранные студенты уезжали и как-то контактировали с Россией и вузами, чтобы их приглашали к нам на конференции. Например, окончил здесь учебу гость из Средней Азии и начал продавать алтайский мед в родную страну. Это было бы выгодно для всех. Нужно, чтобы вузы это как-то проработали, сделали такую систему, которая принесла бы плоды в перспективе. Пока такого нет. Это положительно повлияло бы на экономику края.
Отток молодежи в другие регионы – естественный процесс. Они хотят реализовать свои амбиции, потому что считают, что здесь это не получится. Тут вузы, конечно, играют роль, но не большую. Это зависит от социального и экономического положения региона, то есть проблема комплексная, и решать ее должны не университеты. Вот если бы Титов не уехал от нас из своей деревни, стал бы он космонавтом? А если бы Золотухин, стал бы он известным актером? Это интересный вопрос. Похожий несколько лет назад задавали прошлому губернатору Карлину: «Почему уезжает молодежь?». Он тогда сказал, что это нормально.
Про качество нашего образования не могу сказать ничего плохого. У нас в вузе качественный преподавательский состав. Нареканий по этому поводу не слышал. Их могут высказывать некоторые студенты, но качество от них тоже зависит. Если кто-то не ходит на занятия, не учится, не выполняет задания, а потом приходит в «судный день» и не сдает, то как он может оценить качество? А если сдал – списал или купил дипломную работу, лишь бы получить диплом, то это тоже проблема не вуза или компетентности преподавателя.
Андрей Максименко, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой механики и инноватики АлтГТУ:
- Я думаю, большую роль играет то, что Минобранауки РФ выделяет бюджетные места для студентов-иностранцев и выделяет целевые квоты. Причем имеется в виду не только высшее образование первой и второй ступени – бакалавриат и магистратура, но и аспирантура. У нас аспиранты приезжают по квоте бесплатно для них. Конечно, это очень привлекательно, потому что в ином случае везде нужно платить. Это является весьма серьезным фактором. Но я думаю, что это в любом случае хорошо. Все университеты мира всегда по праву гордились и гордятся своими иностранными студентами. В мировых рейтингах у всех университетов первой сотни это является одним из главных критериев – наличие иностранных студентов. Это очень весомый показатель. Безусловно, это направление в наших вузах стоит развивать и дальше.
Что касается межнациональных и межкультурных отношений, то есть некоторые нюансы и есть озабоченность, особенно когда приезжают дети с ближайших азиатских стран. Их менталитет и наш менталитет, тем более в Сибири, конечно, разнятся. Приезжие не всегда хотят жить в тех условиях, в которых привыкли жить мы, и по тем правилам, по которым мы живем. Но, хотят ли они этого или нет, раз они приехали сюда, то обязаны жить по нашим законам, а не по своим. Поэтому конфликты бывают. Есть период адаптации, он иногда затягивается на год, два и больше. Но в итоге те, кто хочет оставаться, вынуждены принять наши условия. Также мы знаем ребят, которые не выдерживают и уезжают. Например, я знаю случаи, когда не выдерживали монголы и китайцы. Бывает и так.
Конечно, как правило, после учебы иностранцы уезжают к себе и у нас не работают. Но если человек уже ассимилировался, то почему бы и не остаться. Знаю несколько индийских студентов, они толерантны к нам, очень близки. Если он хорошо знает язык, семью завел, почему бы не работать здесь? Ничего в этом плохого нет.
Я не думаю, что это является фактором, который влияет на то, что наши ребята уезжают в другие регионы: Томск, Новосибирск, Москву, Питер и т.д. Я думаю, это в большей степени связано с другими факторами, а не с тем, что к нам приезжают студенты из зарубежья. Например, это может быть связано с наличием тех специальностей, которые не преподаются у нас. Есть очень серьезные научные школы, которые развиты в других городах и не представлены на Алтае. Более того, чего греха таить, иногда преподавательские кадровые составы и инфраструктура в тех университетах лучше, чем наши. Ну и столицы всегда привлекали к себе – это естественно.
Отчасти это может быть связано еще и с качеством образования. Дело в том, что адаптация молодого человека или девушки после учебы в тех городах может пройти гораздо проще для дальнейшего проживания, нежели если получить образование здесь, а потом ехать туда и закрепляться. По окончанию тех университетов перспектив гораздо больше. Хотя есть очень интересные примеры, когда заканчивают наш университет и устраиваются не только в наших столицах, но и за рубежом. Но их не так много, хотелось бы больше.
Вероника Лапина, депутат Алтайского Заксобрания, выпускница АлтГУ:
- Безусловно, главную роль играет географическое расположение, а также ценовая политика вузов. Для иностранных студентов образование в крае на сегодняшний день очень выгодно. Даже если сравнивать с Новосибирском, здесь немного дешевле. Я, наверное, не могла бы заявить, что качество образования играет такое же большое значение.
Вопрос еще в том, насколько у нас доступнее льготные и бюджетные места. Выпускники наших школ чаще едут обучаться в другие регионы, потому что бюджетных мест там больше, чем в Алтайском крае. Насколько помню, в Томске в медуниверситете 230 бюджетных мест, а нас всего 20. Условия таковы, что для иностранных граждан поступление проще, чем для своих. Если смотреть с точки зрения решения проблемы кадров, то больше необходимо задумываться о том, что ребятам в Алтайском крае тоже необходимо обучение в регионе, а не о привлечении иностранцев.
Имеет свое влияние экономическая обстановка в крае. Если смотреть на Новосибирскую область, там больше иностранных кадров. На это влияет уровень благосостояния региона и вопрос рабочих мест – там выбор шире. Это играет большую роль для студентов и молодежи любой национальности и возраста.
Министерство здравоохранения Алтайского края выдает какие-то рекомендации для муниципалитетов, чтобы они привлекали зарубежных специалистов. Действительно, в медучреждениях сегодня наплыв представителей ближайших стран. Но я не думаю, что их будет здесь привлекать заработная плата или условия труда. Наверняка, даже если жители других стран захотят остаться в России, то их выбор будет в пользу других регионов, где выше зарплата и общекультурный уровень. Независимо от того, какой национальности человек, он будет стремиться к лучшему, и Алтайский край на сегодняшний день никакой привлекательностью не обладает ни для граждан России, ни для зарубежных граждан. Учитывая, что кадровый дефицит есть на всей территории РФ, то, безусловно, в приоритете в выборе места работы после учебы будет центральная Россия.
Приезжают же сюда не для того, чтобы получить качественное образование. Здесь оно дешевле, и можно найти работу, которая будет лучше оплачена, чем на родине. Мы видим, в медучреждениях Рубцовска работают представители других стран, но не долгое время. Потом они уезжают в другие регионы, там находят, чем их переманить. Надо думать о том, какие есть выгоды для тех, кто выбирает социальную профессию. У нас есть льготы для сельских учителей, но для сельских врачей суммы значительно ниже. Нужно централизованно решить этот вопрос, независимо от того, с кем начинать работать – со студентами или уже со сформировавшимися кадрами. Необходимо готовить для них оптимальные условия, а это зарплата, условия жизни и общий социально-культурный климат.
Если абитуриент хочет получить качественное образование, то у него стоит вопрос: получить ли его по желаемой профессии врача в крае или получить образование по другой профессии, но в МГУ. Конечно, он уедет туда. Мы видим объявления на сайтах службы занятости, где пытаются привлечь будущих врачей заработной платой в 13 тысяч рублей. О чем речь? Я думаю, что нужно создавать условия все-таки для молодежи своего региона. Если таких перспектив не будет, то где гарантия, что иностранцы здесь останутся и будут работать? Это же не целевой набор. Где гарантия, что они будут применять полученные навыки у нас в регионе? Наши хотя бы с большей уверенностью останутся в России. Обучение – это тоже своего рода инвестиции, которые должны быть оправданы. Давайте инвестировать в свою молодежь.
Проблема еще и в том, что не все хорошо владеют русским языком. Когда приходишь на прием к врачу-иностранцу, то бывает сложно друг друга понять. Это с одной стороны побочный вопрос, а с другой – вопрос о качестве предоставления услуги.
Ирина Шереметьева, кандидат на пост ректора АГМУ:
- Абитуриентов из ближнего зарубежья Алтайский край привлекает, помимо географической близости, доступностью нашего образования. Имеется в виду и его стоимость, и не слишком завышенные требования при поступлении, и то, что наши вузы имеют опыт работы со студентами из стран СНГ. Недорогое по сравнению с другими российскими регионами проживание также имеет существенное значение. Причем многие из нынешних студентов нацелены на получение российского гражданства. Приезжие из стран СНГ студенты расценивают обучение как хороший личный ресурс в определении жизненных стратегий и построении профессиональной карьеры.
Медицинское образование в Алтайском крае популярно среди мигрантов на протяжении многих лет. Мы тесно взаимодействуем с Казахстаном и Киргизией. Хочу отметить, что нужно это направление развивать и с другими странами СНГ. Пора расширяться, например, на Узбекистан. На это нацелены вузы и это наша общая государственная политика. Все медицинское образование России на этом построено. Наш край в территориальном плане для этого очень хорошо подходит.
При грамотной политике и выстроенном процессе отбора студентов оттока нашей молодежи произойти не должно. Конечно, вузы должны биться не за количество, а за качество иностранных студентов. Если они будут с высокими проходными баллами и хорошо знать язык, то оттока не будет. А если мы будем гнаться за количеством приезжих, то будем терять наших. Абитуриенты из ближнего зарубежья проходят внутреннее тестирование при поступлении в вуз, к которому они готовятся заранее. А ребята из Алтайского края подвержены очень жесткому отбору через ЕГЭ. И они с этими баллами потом конкурируют с мигрантами, а условия разные. Отбор должен быть справедливым. Для этого нужно организовать стратегию вузов.
Что касается приезжих, то наша преподавательская и студенческая среда очень толерантна. Если приезжают из ближнего и дальнего зарубежья с большой мотивацией получить образование и ведут себя прилично, то здесь нет никакого разделения. Но ведь кто-то может приехать и по другим причинам. Кого-то родители послали учиться, кто-то просто уехал из дома. С такими сложнее, но это не зависит от того, откуда они и какой национальности принадлежат. Главное - цель, с которой они находятся у нас в вузе. Опять же, все идет от того, кого мы отбираем: если это способные студенты, то проблем быть не должно.
То, что молодежь из Алтайского края все чаще уезжает в вузы других регионов, - естественный процесс. Кто-то просто хочет уехать, оторваться от родителей. Уезжают посмотреть на другие города в центральной России, они всегда были интересны, там больше возможностей. Кто-то, может, представляет для себя, что в других вузах образование качественнее. С учетом того, что абитуриенты с сильными баллами по ЕГЭ в основном уезжают, надо еще работать, чтобы наш вуз был более интересен и привлекателен для них.
Иван Морозов, экономист, активист, предприниматель, выпускник АлтГУ:
- Алтайские вузы занимают свою нишу: они недорогие и дают более-менее качественное образование. Главное, чтобы люди сами хотели получить это образование, а где - не так важно. Все зависит от прилагаемых усилий. Привлечение иностранных студентов - это всегда положительный маяк, который показывает уровень вуза. Но движущая сила для студентов из Средней Азии - это низкая цена обучения и совместные программы обмена студентов, что упрощает поездку именно к нам. Ну, и легче ездить домой. Люди, которые едут к нам получать высшее образование - это всегда пассионарии, которые могут положительно повлиять на развитие региона. Человеческий капитал - главный ресурс сегодня. Как раз развитие таких программ и приведет к приезду в Барнаул молодежи. Все хотят учиться в вузе с возможностями.
Все опасения, которые есть по поводу миграции из Азии, связаны с иностранцами, которые не имеют высшего образования, занимают невысокие должности. Здесь другая ситуация: к нам едут мигранты, которые хотят учиться и уже изначально претендуют на что-то большее, у них есть амбиции. Хорошо, что происходит обоюдный процесс просвещения: они осваивают нашу культуру, а мы их. Взаимообмен всегда важен. Наши студенты тоже ездят в Среднюю Азию, много ездят в Китай. Путешествия в целом развивают, дают бэкграунд, люди знакомятся, становятся толерантнее. Это полезно для наших и зарубежных студентов. А то, что наша молодежь уезжает из региона, имеет под собой основы, которые не решить вузу и даже властям региона.
Концепция «города для студентов» наподобие Томска в Барнауле может быть вполне применима. Он небольшой, есть удобства, немного страдает социальная инфраструктура и общественное пространство, но это поправимо. Почему бы не сделать Барнаул студенческим городом? У нас для этого все есть, было бы желание.
Но качество образования - это большая проблема. Есть вузы наподобие РАНХиГС, где все оборудовано по последнему слову техники и преподаватели получают достойные деньги. Большой вопрос к людям, которые управляют АлтГУ, особенно к Землюкову. Есть проблемы оплаты труда преподавателей. Если они получают 15-20 тысяч рублей, то как могут предоставлять качественные услуги? Они думают о выживании. В этом вопросе нужно внимательно смотреть на управленческие кадры. К тому же, я считаю, нужно менять формат обучения в вузах, его структуру, переходить на новую систему обучения, что уже происходит в мире. Я говорю, например, о системе модульного обучения: у тебя есть какой-то курс или предмет, которые проходятся за небольшое время, после чего сдается экзамен. И так далее по разным направлениям. Такая система сейчас вводится очень активно.
Эти новшества, достойная зарплата преподавателей и приличное внутреннее убранство вузов привлекут не только студентов из Средней Азии, но и из России, что тоже важно. Если в наших университетах будут качественные и современные управленческие решения, это повлияет на Алтайский край в целом. Так, откроется больше возможности для молодежи, может, кто-то останется. Но сегодняшнее положение вещей и тренды вызывают сомнение, что это станет реальностью в скором времени.