В Нижегородской области разворачивается новый раунд в противостоянии вокруг строительства гидроузла.
Как сообщает корреспондент ДОФы, судьба проекта строительства низконапорного гидроузла в Нижегородской области опять оказалась под вопросом. Как рассказал «Коммерсанту» депутат Заксобрания Максим Волков, в кабмине уже лежит проект решения об отмене стройки. Однако Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей это отрицает.
Проект включен в госпрограмму «Развитие транспортной системы», хоть вызвал невиданные протесты среди жителей Балахны и экоактивистов. Тем не менее, кажется, будто региональная администрация готова стоять до последнего. Причем отстаивает она интересы не населения, а будто бы некой самарской компании «Техтранстрой», которая взялась за проект.
В Нижегородской области скандал вокруг проекта восстановления судоходства на участке Волги между Нижним Новгородом и Городцом продолжается уже не первый год. Областная администрация предложила построить низконапорный гидроузел. Проект был внесён в российскую стратегию развития водного транспорта, его реализацию оценили в 43 млрд рублей, которые будут направлены из федерального бюджета.
ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в 2014 и 2017 годах объявило конкурсы проектирование гидроузла (на 440 млн рублей) и водохранилища к нему (на 925 млн рублей). Эти подряды достались некому самарскому ООО «Техтрансстрой».
Всего у конторы – аж 56 контрактов на сумму 5 млрд рублей
Нижегородцам проект не понравился — по городу прокатились несогласованные митинги, в различные инстанции сыпались письма и обращения. Жители и экологи убеждены, что стройка приведёт не только к ущербу на миллиарды рублей, но и к экологическим проблемам.
Дело в том, что кроме низконапорной плотины, согласно проекту, необходимо также построить водохранилище, которое обеспечит необходимый уровень воды во время навигации. Но как считают противники проекта, при наполнении водохранилища гидроузла будет подтоплено чуть ли не 3 тысячи га земли. В их числе — территории близлежащих населенных пунктов, а также дубрава у Городца, которая относится к памятникам природы. А это, в свою очередь, грозит исчезновением десятков видов редких животных и растений.
Также не исключено, что сброс стоков может обернуться вспышками кишечных инфекций и прочих заболеваний из-за некачественной питьевой воды.
Поэтому пока региональные чиновники и федеральное правительство выясняли судьбу проекта, местные активисты и депутаты решили попробовать через суд отменить решение о строительстве гидроузла. Но получили отказ.
Также сомнения у них вызвала и контора, которой достались тендеры. В прошлом году активисты направили в силовые ведомства материалы о возможном сговоре между ФБУ и «Техтрасстроем». Как уверяли общественники, фирма не имела права участвовать в государственных закупках на проектирование объектов стоимостью более 50 млн рублей, однако выиграла подряд аж на 925 млн рублей.
В итоге сроки проектирования гидроузла были сорваны. ФБУ выставила «Техтрансстрою» неустойку в размере 41 млн руб. Самарская компания не растерялась и тоже подала несколько исковых заявлений к ФБУ. Началась ожесточенное судебное противостояние.
В итоге в ноябре прошлого года стало известно, что генеральный проектировщик по решению суда должен заплатить штраф за нарушение условий государственного контракта 2017 года. Также ранее проектировщику удалось взыскать с госзаказчика 54 млн рублей по этому же проекту.
И, вот сюрприз. В начале марта 2020 года по факту хищения более 30 млн рублей, выделенных на проектирование, было возбуждено уголовное дело по двум статьям — «Мошенничество» и «Отмывание денежных средств». Фигурантов в деле пока нет, расследование продолжается. Об этом писал «Регнум».
На фоне этой новости всплыло интересное судебное дело между ООО «НИПИИ ЭТ «Энерготранспроект» и все тем же «Техтрансстрой». Из документов напрямую не ясно, касается ли спор проекта гидроузла. Понятно лишь то, что компания-истец выступала в заказе на проектирование субподрядчиком.
Как писал «Регнум», по этому делу Арбитраж Самарской области утвердил мировые соглашения. Хотя ранее с самарской фирмы пытались взыскать многомиллионные долги, однако часть претензий была отозвана. В итоге ответчику предстоит выплатить по соглашениям более 27,3 млн рублей. Третьим лицом в споре, опять же, проходил заказчик проекта гидроузла — ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей».
Не мог ли это быть один из эпизодов «вывода» средств, изучением которых сейчас занимаются силовики? На этот вопрос уже будут отвечать следователи.
Однако подрядчик «Техтранстрой» до сих пор продолжает свою работу – несмотря на срыв сроков, протесты и даже следственные мероприятия.
Сейчас рассматривается вариант, чтобы создать защитные сооружения, на которых настаивает Нижегородская область. То есть это — еще дополнительная «работенка» для самарской компании.
Сколько времени еще потребуется на это — вопрос, конечно, интересный. Однако очевидно, что дополнительные работы потребуют дополнительных расходов — сверх тех 43 млн рублей из казны. Похоже, нижегородцев ожидает очередная волна скандалов.