Депутаты Госсобрания Республики Алтай решили дополнить региональный закон «Об особо охраняемых природных территориях РА» новым понятием: «сакральные места». Под ним понимаются «почитаемые в народе элементы ландшафта». Таким образом их хотят уберечь от антропогенного воздействия туристов. Однако, судя по сообщению парламентской пресс-службы, к инициативе в ее текущем виде есть много вопросов.
18 ноября в Госсобрании прошло заседание рабочей группы, которая должна подготовить введение понятия «сакральные места» в закон «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай» (ООПТ). По словам председателя парламентского комитета по экологии и природопользованию Владислава Рябченко, инициативу уже успели обсудить в комитетах законодательного органа, и пришли к положительному заключению. Предполагается, что новый термин будет означать почитаемые в народе элементы ландшафта (скалы, холмы, родники, деревья и т.д.). «Мы вводим данное понятие для того, чтобы люди, посещая Республику Алтай, знали об этих местах, об особом отношении местных жителей к некоторым природным объектам, и руководствовались определенными нормами поведения. Наши земляки давно поднимают этот вопрос и с учетом увеличения количества посещения туристами даже самых отдаленных, труднодоступных мест, возникает неопределенность в толковании таких понятий, как «родники, перевалы и родовые горы», - рассказал Рябченко.
Однако к данной инициативе возник ряд вопросов. Например, и.о. министра природных ресурсов, экологии и туризма республики Евгения Мунатова заметила, что основной проблемой законопроекта могут стать недостаточные экологические обоснования, согласно которым, как планируется, территории будут признавать сакральными. Старший помощник прокурора РА Юлия Юркина считает, что данный проект не соответствует федеральному законодательству из-за неполноты правового регулирования. «В проекте закона не определен порядок отнесения сакральных мест к числу почитаемых в народе, не указано, кем, в каком порядке, основываясь на каких критериях будут приняты решения об отнесении или отказе тех или иных мест к числу почитаемых в народе. И само понятие «народ» в предложенном проекте не определено. Все эти объекты, безусловно, требуют охраны, но в пределах определенных полномочий на сегодняшний день ни в одном субъекте таких законов пока нет», - объяснила она свою позицию.
Обсудив проект, участники рабочей группы решили передать вопрос на изучение комитету Госсобрания по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ. Проработка инициативы пока продолжается.
Любопытно, что это далеко не первая попытка определить понятия и урегулировать правоотношения в этой области. Так, еще в 2009 году занимавший тогда пост главы региона Александр Бердников потребовал «принять меры по наведению надлежащего порядка, благоустройству и сохранению сакральных мест на всей территории Республики Алтай». В 2012 году правительство Республики Алтай опубликовало постановление «О сохранении и развитии сакральных мест Республики Алтай». В документе под ними понимали «почитаемые в народе элементы ландшафта (горы, перевалы, пересечения дорог, реки, озера, деревья, целебные источники, святилища, места религиозных обрядовых молений и исторических событий, родовые территории), природно-культовые объекты (культовые сооружения и места скопления археологических памятников - петроглифы, курганы, каменные изваяния), являющиеся компонентами традиций, обычаев, обрядов». На их территории запрещается, в частности, коммерческая и промышленная вырубка лесов, заготовка дикорастущих растений, организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, а также мест отдыха временного характера для туристов.
В том же году Госсобрание инициировало разработку поправок в закон об ООПТ, его планировалось принять в течение нескольких месяцев. Однако этого так и не произошло. Более того, в 2013 году прокуратура отменила постановление республиканского правительства. Разработчики постановления, по мнению прокурора, нарушили статьи ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», использовав в одном положении документа понятие «сакральных мест Республики Алтай». В федеральном законодательстве к объектам культурного наследия относят скорее предметы материальной культуры, имеющие историческую ценность. Кроме того, другими разделами постановления правительства был предусмотрен режим охраны и использования сакральных мест Республики Алтай и ограничения различных видов деятельности на их территории, который противоречит требованиям того же закона.
Не исключено, что нынешнюю инициативу, разрабатываемую спустя почти 10 лет после предыдущей попытки, может ждать схожая судьба.
Заметим, что сакральные для коренного населения места Республики Алтай, не защищенные с правовой точки зрения, часто привлекают внимание туристов, который порой не совсем корректно ведут себя по отношению к элементам ландшафта. Так, например, произошло с гейзерным озером, расположенном в Улаганском районе РА. Одна группа людей бросила на водную гладь матрас, предположительно для съемки рекламы постельного белья, другие катались по озеру на каяке. В итоге ассоциация туристских организаций региона обратилась к властям с просьбой признать водоем памятником, чтобы обезопасить его от подобных актов «вандализма». О дальнейшей судьбе этой инициативы не упоминалось.
Также серьезную огласку получил случай, когда двое туристов разрисовали участок скалы при помощи баллончиков с краской. Застукавшему их гиду Карчаге Таханову они объяснили, что таким образом оставляли «память для потомков». По факту опубликованного местным жителем ролика с места происшествия прокуратура организовала проверку. По итоге каждого из вандалов оштрафовали на 1,5 тысячи рублей. Комиссия учла в качестве смягчающего обстоятельства раскаяние лиц, совершивших правонарушение, всяческое оказание содействия разбирательству с их стороны, а также добровольное возмещение нанесенного ущерба на сумму 7 тысяч рублей. В настоящее время оставленная молодыми людьми надпись уже стерта.