Сначала – Крым, потом – мост в Крым, следом – дорогу к мосту в Крым… все — для бездонного кармана Аркадия Ротенберга.
Сегодня Росавтодор сообщил, что одним из приоритетных проектов на будущий год станет строительство скоростной трассы от Краснодара до Таманского полуострова, то есть до моста в Крым. Длина нового федерального шоссе 150 км и в настоящий момент лишь 20% дороги имеет четыре полосы. В основном трасса двух-трехполосная, а кроме этого более 20 км проходит вблизи жилых домов в поселках и станицах, с пешеходными переходами и прочими развилками в этом же уровне. В осенне-зимний период средняя скорость на А289 – 60 км/час, но летом она падала до 40 км/час и гораздо ниже, говорят местные дорожники. После открытия Крымского моста нагрузка на трассу выросла в разы – до 20 тысяч машин ежесуточно.
В краевом министерстве транспорта справедливо предполагают, что и в будущем автомобилисты из центральной части России предпочтут именно этот маршрут в Крым. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев утверждает, что трасса Краснодар – Темрюк, действительно, самый короткий путь к Крымскому мосту, но реконструировать дорогу за счет местного бюджета нереально, на это необходимо 90 млрд рублей. Деньги должны поступить из федерального центра. И скорее всего – поступят. Ведь самое главное – КТО станет основным подрядчиком и «освоит» эти средства! В этом разбирался корреспондент «Документы и Факты».
Секреты Полишинеля
Мы обратились к сухим цифрам расходов ФКУ Упрдор «Тамань», государственной организации, занимающейся всеми дорожными работами в регионе. Так вот «Тамань» провела конкурсы на 338 контрактов общей суммой 234 млрд рублей. Как вы думаете, кому достался самый лакомый кусок этого пирога? Конечно же, ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга! Самому «удачливому» бизнесмену в России за последние 18 лет. Его фирма заключила всего один контракт, но цифра впечатляет 222 млрд рублей, то есть 95% всех денег в «Тамани»! Стоит ли сомневаться в том, какая компания «выиграет конкурс» займется строительством скоростной трассы до Крымского моста. Кстати, мы можем уже сейчас дать дельный совет владельцам жилья возле будущего шоссе на протяжении 20 км, о котором мы говорили выше. Господа и дамы, срочно продавайте свои дома, пока еще можете получить за них нормальные деньги! Потому что когда Ротенберг приступит к строительству, и не дай Бог, ваш домик помешает… сами понимаете. Велика возможность получить гроши отступных – это вполне возможный вариант развития собыимй. Так уже было в Сочи во время строительства спортивных объектов к Олимпиаде.
Вспомните, что случилось со знаменитым Химкинским лесом, когда тысячи людей устраивали митинги и пикеты против вырубки реликтовых деревьев, и выступали против строительства платной дороги Москва – Петербург. По данным СМИ, Ротенберг входит в совет директоров компании-застройщика, и именно этим некоторые эксперты объясняют мощный административный ресурс. Ведь, несмотря на активное сопротивление жителей Химок, автомагистраль все же проложили через Химкинский лес и в 2015 году торжественно сдали в эксплуатацию.
Разгон до 120 км в час!
Но вернемся на юга! Итак, трассу от Краснодара до Таманского полуострова хотят сделать скоростной. В 2019 году планируется начать строительство Дальнего Западного обхода Краснодара. Он свяжет трассы М4 «Дон» и А289 и позволит автомобилистам, движущимся по М4 в сторону Крыма, объехать городскую агломерацию, а также зоны перспективной застройки. На дороге протяженностью чуть более 50 км будет четыре полосы движения, три транспортные развязки, четыре моста, десять путепроводов. Расчетная скорость составит 120 км/час. По предварительным оценкам, в перспективе 15-20 лет преимущественно за счет крымского транзита трафик на участке от Дальнего Западного обхода Краснодара до Славянска-на-Кубани может увеличиться в два-три раза, а на участке от Славянска-на-Кубани до хутора Белого — в три-четыре.
Новая трасса, новый миллиардный проект?
Планируется, что федеральные дорожники примут трассу А289 в оперативное управление до конца 2018 года, а до конца 2019 года приступят к ее проектированию, реконструкции и строительству. Параллельно дорожники ведут работы на трассе А290 «Новороссийск — Керчь», где реконструируется участок от строящейся развязки в Джигинке до развязки с автоподходами Крымского моста на Таманском полуострове. Дорога будет расширена до четырех полос и реконструирована до параметров категории 1Б.
Нам дешево не надо!
Как уже озвучил губернатор края, на эти цели надо 90 млрд рублей. Если господин Кондратьев заранее не обсуждал сумму контракта с Ротенбергом, то цифра, скорее всего, вырастет раза в три-четыре, как и трафик на новой дороге. Причем это может быть сделано уже после заключения контракта, как уже не раз бывало со сделками миллиардера-дзюдоиста.
Ротенберг уже готов обогатиться за счет бюджета?
К примеру, в 2007 году «Газпром» отклонил ранний план строительства трубопровода и вместо прежней суммы (15 млрд долларов) заплатил фирме Ротенберга 45 млрд долларов, что составило 300% обычных расходов для строительства трубопровода длиной 2400 км в сравнении с ценами других подрядчиков. Похоже, что тройная цена прочно прижилась в компаниях Ротенберга. В 2014 году в ходе подготовки зимних Олимпийских игр в Сочи этот господин получил от государства контракты на общую сумму 7 млрд долларов, в том числе на прибрежную магистраль стоимостью 2 млрд долларов и подводный газопровод, который обошёлся в 300% по сравнению с ценами других поставщиков.
Кто наживается на всем?
Очень любопытно, как российская политика тесно связана с экономикой. Как только появляется почти любое глобальное решение наверху, то следом государственные деньги бойко скачут в карман Ротенберга. Договорились с Китаем о дружбе и поставках газа, сразу возникает наш герой и заключает контракты с «Газпромом» на строительство «Силы Сибири» с общей суммой почти 200 млрд рублей. Присоединили Крым, а кто восстанавливает Артек, строит самый дорогой в мире мост? Сравните его с мостом между городами Шанхай и Нанкин.
Его длина — 164,8 км. Около 9 км моста было проложено над водной поверхностью. По мосту проходит ветка высокоскоростной железной дороги. Проект обошелся Китаю немногим дороже 1,46 млрд долларов, а на один метр моста китайцы тратили в среднем 8,8 тысяч долларов.
Протяженность Крымского моста – 19 км. Общая стоимость — почти 4 млрд долларов. Эта сумма постоянно росла с начала строительства. В результате, на один метр этого «Моста Ротенберга» потрачено около 209 тысяч долларов.
А сейчас к этому мосту проложат еще и «золотую» для российского бюджета дорогу.
Крымский мост – не только объект инфраструктуры, но и «герой» шуток о стоимости, многие его называют золотым
Кстати!
Аркадий Ротенберг на днях высказал горячее желание — построить мост с материка на Сахалин за полтриллиона рублей. А потом к тому мосту надо будет проложить трассу и так далее…