Нижегородская область и судостроение неразрывно связаны друг с другом. Можно сказать, что их союз начался еще во времена Петра I - нижегородские корабелы поучаствовали в создании первого в стране морского флота. А на протяжении всей истории нижегородские проекты играли важную составляющую в развитии российского водного транспорта.
На сайте Стратегии Развития Нижегородской области опубликована история становления нижегородских судостроительных заводов.
В статье предлагается краткая история того, как развивалось судостроение в Нижегородской области, и почему современные проекты - это достойное продолжение славной традиции в регионе.
Дореволюционный период: проекты Сормовского судостроительного завода
В середине XIX века на Волге появились первые паровые судна. По берегам реки возникло множество судоверфей. Кстати, одной из старейших была Сормовская.
Первое время Сормовский судостроительный завод, основанный в 1849 году, строил деревянные суда: кабестаны и колесные пароходы-забежки. Первенцами завода стали забежка "Ласточка" и двухтрубный кабестан "Астрахань".
Фото первой деревянной "Ласточки" не сохранилось. Скорее всего, его просто не было). Представляем схематичные рисунки "Ласточки" и кабестана "Астрахань".
Но уже в 1852 году нижегородское предприятие спускает на воду свое первое судно с металлическим корпусом — пароход "Орел". Важным проектом в истории предприятия стал спуск на воду первого в России двухпалубного парохода "Переворот".
Его появление на волжской магистрали вызвало сенсацию и ознаменовало переворот в речном судостроении: он опровергал прежнее представление авторитетов о невозможности возведения на пароходах двухъярусных надстроек. В дальнейшем именно этот тип пароходов стал определяющим до середины ХХ века.
В начале ХХ века сормовичи строили двухпалубные пассажирские "дворцы-пароходы", получившие такое название за великолепную отделку и комфорт для пассажиров.
Так, 25 июня 1914 года в первый рейс из Нижнего Новгорода до Астрахани отправился грузопассажирский речной колесный пароход "Великая княжна Ольга Николаевна", а вскоре – пароход "Великая княжна Татьяна Николаевна".
За весь дореволюционный период завод выпустил 489 судов
Советский период: пассажирские теплоходы и судна на подводных крыльях
В 1934 году был построен уникальный служебный "правительственный" теплоход "Максим Горький". В 1937 году завод "Красное Сормово" построил четыре первоклассных пассажирских теплохода: "Иосиф Сталин", "Клим Ворошилов", "Михаил Калинин", "Вячеслав Молотов".
В конце 1950-х годов Сормовская судоверфь спустила на воду флагманы речного пассажирского флота России – первые в стране речные трёхпалубные дизель-электроходы "Ленин" (1958) и "Советский Союз" (1959).
В августе 1957 года спущено на воду первое в мире пассажирское судно на подводных крыльях "Ракета-1". Позже строились скоростные СПК — "Чайка", "Метеор", "Буревестник" и другие. Лидирующие позиции в области разработки судов на подводных крыльях принесли заводу мировую славу и известность.
Суда на подводных крыльях Ростислава Алексеева — один из самых прорывных экспортный продуктов российско-советской промышленности.
Становление и развитие подводного военно-морского флота в СССР
Помимо гражданского судостроения Нижегородская область прославилась военными морскими проектами. Одним из важнейших проектов завода "Красное Сормово" стала подводная лодка типа "Щука", которая получила название "Комсомолец". В 1934 году она была принята в состав ВМФ.
В 1979 году на Сормовской верфи была заложена большая дизель-электрическая подводная лодка третьего поколения проекта 877 "Варшавянка", самая малошумная субмарина в мире, имеющая славу подводного охотника.
Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в "ближней" морской зоне.
Еще одним масштабным проектом завода стала атомная подводная лодка третьего поколения "Барракуда", заложенная в 1979 году. Она стала ответом на американские подводные лодки "Лос Анджелес" и "Огайо", которые могли незаметно проникать в советские территориальные воды, избегая контакта с русскими средствами противолодочной борьбы.
В 1985 году находилась на глубоководных испытания в Норвежском море. На протяжении 80-х и 90-х годов активно следила за подводными лодками стран НАТО
Всего с 1930 по 2005 года на заводе "Красное Сормово" построено 300 подводных лодок (в том 25 числе атомных) и глубоководных аппаратов.
Как сегодня развивается судостроение в Нижегородской области
В августе 2019 года впервые с советских времен были введены в эксплуатацию новые суда на подводных крыльях "Валдай". Этими судами, разработанными и построенными ЦКБ по СПК им. Р. Алексеева, воспользовались более 4 000 пассажиров.
Были организованы речные туристические перевозки из Нижнего Новгорода в Городец и Макарьево, даже мультимодальный маршрут в аэропорт "Стригино". В новом году маршруты сохранят и запустят дополнительные маршруты в Кстово, Дзержинск и Павлово.
Осенью прошлого года на заводе "Красное Сормово" впервые в новейшей российской истории был спущен на воду гражданский пассажирский лайнер на 300 мест, и с будущего года он уже начнет круизную навигацию: Москва-Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород.
Речь идет о лайнере "Мустай Карим". Современный пассажирский теплоход строился на заводе "Красное Сормово" с весны 2017 года в рамках трехстороннего контракта.
Лайнер стал первым судном подобного класса, построенным и переданным заказчику на отечественной верфи за последние 60 лет.
В конце прошлого года возобновили производство легендарных "Метеоров". (проектант – ЦКБ по СПК им. Р. Алексеева). Такие суда на подводных крыльях будут востребованы во многих регионах России.
Например, в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока, где слабо развита сеть автомобильных дорог, "Метеоры" предыдущего поколения — практически безальтернативный вид транспорта, но ресурс их почти исчерпан: им уже по 40 и более лет. Современные суда на подводных крыльях смогут их заменить.
По словам министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максима Черкасова, "Метеор 120Р" предназначен для скоростной перевозки 120 пассажиров, автономность плавания судна — 8 часов, дальность хода — 600 км.