Следственные органы СУ СКР по Республике Алтай возбудили уголовное дело об особо крупном мошенничестве при строительстве дорог. Подозреваемым является бывший начальник республиканского управления автомобильных дорог «Горно-Алтайавтодор» и экс-депутат республиканского парламента, бизнесмен Николай Нечаев, также хорошо известный в Алтайском крае. Правоохранители полагают, что он, будучи руководителем казенного учреждения, закрывал глаза на неисполнение контрактов, заключенных с подконтрольными ему фирмами. Об этом сообщается на сайте ведомства. Любопытно, что информация об интересе силовиков к Нечаеву появилась у ИА «Банкфакс» несколько месяцев назад, однако правоохранители в официальных ответах это отрицали. По сведениям редакции, бизнесмена задержали прямо в аэропорту Барнаула.
По данным следствия, в период с декабря 2016 года по декабрь 2017 года Николай Нечаев, зная, что подконтрольная ему компания в рамках контракта не выполнила в полном объеме ремонт гравийного покрытия дороги «Черга – Беш-Озек – Усть-Кан – Талда – Карагай – граница Казахстана с подъездом Талда – Тюнгур (природный парк Белуха)», дал указание своим подчиненным в «Горно-Алтайавтодоре» принять эти работы, подписав соответствующие документы. Как полагают следователи, Нечаев делал это с целью хищения бюджетных средств. На основании подложных документов с расчетного счета учреждения подрядчику было перечислено более 28,3 млн рублей, в том числе 3,4 млн рублей - за фактически невыполненные работы. Эта сумма в деле фигурирует как ущерб бюджету Республики Алтай.
Изложенные обстоятельства послужили поводом для возбуждения уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере). Сейчас правоохранители занимаются обысками и допросами основных фигурантов дела. Самого Нечаева, по данным «Банкфакса», задержали в аэропорту Барнаула. На сайте Горно-Алтайского горсуда указано, что его отправили под стражу до 28 марта 2021 года.
Отметим, что еще в конце ноября 2020 года в распоряжении «Банкфакса» оказалось письмо, в котором излагались претензии к Нечаеву, в том числе в части заключения предположительно незаконных контрактов с поставщиками, управление которыми он фактически осуществлял сам. Автор некогда судился с Нечаевым и в рамках судебного разбирательства обратил внимание на доходы тогда еще действовавшего руководителя «Горно-Алтайавтодора». В итоге родилась версия о масштабных коррупционных схемах, в которых могли участвовать подконтрольные Нечаеву дорожные компании ООО «Турочакское ДРСУ», «Усть-Коксинское ДРСП», «Чойское ДРСУ» и т.д. Приватизация этих предприятий началась после того, как экс-депутат возглавил «Горно-Алтайавтодор», и, по предположению автора, проходила в его интересах. После того, как он покинул должность, некоторые из них перешли в его собственность официально, что подтверждается актуальными данными ЕГРЮЛ. При том размеры их уставного капитала (13-20 млн рублей) и объемы доходов экс-депутата, отраженные в декларациях, дают основания для гипотез о фиктивных сделках.
Схема могла меняться с течением времени. Так, до того, как ДРСУ и ДРСП перешли под контроль Нечаева, дорожные контракты, общая стоимость которых исчисляется сотнями миллионов рублей, заключались «Горно-Алтайавтодором» с ООО «ЭлитСтрой» и ООО «ЭлитСтрой - Кош-Агач», что подтверждается данными портала Госзатраты. На тот момент две этих фирмы принадлежали Сергею Жильникову, который в письме фигурирует как племянник Нечаева. Оба мужчины связаны в том числе через ныне ликвидированный Алтайский краевой общественный фонд «Патриоты Алтая». Так, Жильников был его руководителем, Нечаев - соучредителем вместе с Юлией Жильниковой и двумя другими людьми. Кроме того, они аффилированы и через другие юрлица, в том числе ныне действующие. С компаниями Жильникова заключались контракты как с единственными поставщиками при отсутствии объективных оснований, что указано в постановлениях Арбитражного суда Республики Алтай. Как сообщала Генеральная прокуратура России, в 2013 году в отношении Жильникова было возбуждено уголовное дело о мошенничестве при приемке якобы выполненных работ по государственным контрактам о ремонте мостовых переходов в Улаганском районе. Дело в итоге было прекращено.
После приватизации ДРСУ и ДРСП схема претерпела некоторые изменения. Участвуя в торгах, организации реализовывали стратегию, направленную на поддержание высокой цены контрактов. Победитель при этом, по мысли автора письма, был известен заранее, что гарантировало аффилированным с Нечаевым компаниям получение максимальной выгоды. Более того, «Горно-Алтайавтодор» в отдельных случаях заключал с подрядчиками допсоглашения, которые увеличивали цены контракта еще больше.
Когда Нечаев покинул должность руководителя «Горно-Алтайавтодора», в учреждении заявили об одностороннем отказе от целого ряда контрактов, заключенных с компаниями, предположительно связанными с Нечаевым. Как республиканское управление автомобильных дорог сообщило «Банкфаксу» в ответе на официальный запрос, контракты на ремонт и содержание дорог были разорваны с ООО «Шебалинское ДРСУ» и ООО «СК-Че». Стоимость одного только контракта с «Шебалинским ДРСУ» составляла 85,8 млн рублей. Отметим, что организации, которым приписывают связь с Нечаевым, после его ухода с должности в 2019 году стали пытаться через суд взыскать с «Горно-Алтайавтодора» будто бы имеющиеся задолженности в размере около 25 млн рублей.
Все эти факты, как полагал автор письма, должны были стать предметом тщательного разбирательства со стороны правоохранителей. По сведениям источников редакции, этот документ был заблаговременно передан правоохранительным органам. Однако в местном СУ СКР «Банкфаксу» 27 ноября 2020 года заявили, что в истекшем периоде 2020 года ведомству не поступало никаких материалов, связанных с Нечаевым или руководством «Горно-Алтайавтодора». «Процессуальные проверки по обстоятельствам, изложенным в запросе, следственными органами следственного управления не проводились, уголовные дела не возбуждались и не расследовались», - было указано в ответе. В МВД России по Республике Алтай сообщили, что упомянутое обращение к ним также якобы не поступало, и что уголовные дела в отношении Нечаева ими не возбуждались и не расследовались. В УФСБ по региону тоже заявили о том, что сообщений о возможной причастности Нечаева к противоправной деятельности в ведомство не поступало. Есть основания полагать, что ведомства давали такие ответы, поскольку на тот момент исследование обстоятельств дела еще не было завершено и они стремились избежать огласки в СМИ.
Отметим, что в документе присутствует мысль о том, что разбирательство в отношении Нечаева может негативно повлиять на судьбу и.о. ректора Алтайского медицинского университета Ирины Шереметьевой, которая фигурирует в обращении как его гражданская супруга. Автор отмечает, что она имеет самый скромный заработок среди ректоров вузов Алтайского края – 1,1 млн рублей, и при этом задекларировала самое статусное авто среди коллег – BMW X6 xDrive 50i, и это не учитывая внушительного списка недвижимости. На данный момент не известно, является ли Шереметьева фигурантом упомянутого уголовного дела в каком-либо статусе.