Чиновники впервые раскрыли, сколько и на какие фильмы тратятся государственные деньги. Большинство средств выделяется на неокупаемые кинокартины. Похоже, деньгами «заливают» людей, далеких от кино. Куда смотрит министр культуры Владимир Мединский? Или ему тоже перепадает в карман?
Как стало известно корреспонденту ДОФы, министр культуры Владимир Мединский представил базу данных господдержки, выделяемой от Минкультуры и Фонда кино с 2015 года на производство и прокат фильмов. Раздел появился на сайте единой системы продажи кинобилетов (ЕАИС).
С помощью новой базы Мединский предполагает бороться с «киножуликами», которые получили государственные деньги, но не вернули возвратную часть либо вообще ничего не сняли. В открытом доступе появилась так называемая доска позора. Но действительно ли это пристыдит недобросовестных кинопроизводителей?
Как говорят эксперты, качественное кино в России в большинстве своем снимают люди без достаточного количества денег — государство на них просто не обращает внимания.
Средства из бюджета в основном достаются именно «жуликам», которым на кино, по большому счету, наплевать. Это подтверждают низкие кассовые сборы большинства фильмов, в которые государство вливает деньги. Каждый третий российский фильм не окупает госрасходов на его производство. Получается, большинство выделяемых государством денег уходит впустую.
Фонд кино «под крылом» Мединского
Каждый год государство выделяет миллиарды рублей на поддержку российских киноделов. Минкультуры финансирует дебютное, авторское, детское и документальное кино, Фонд кино – массовые фильмы. Но Владимира Мединского это не устраивало – он хотел полностью контролировать расходование бюджетных средств на кино, а потому в прошлом году «продавил» реформу Фонда кино.
Сначала Министерство культуры максимально усилило контроль над организацией, потом отправило в отставку возглавлявшего ее пять лет Антона Малышева. Его кресло занял выходец из министерства Мединского — Вячеслав Тельнов, бывший директор департамента кинематографии министерства культуры, возглавлявший Госфильмофонд.
Все это произошло во время двух уголовных дел, которые МВД возбудило по фактам мошенничества и хищения денег в фонде. «Настучал» тогда, кстати, тоже Мединский. Очень уж ему хотелось прибрать к рукам Фонд кино.
ФК давно славился выделением денег на очень сомнительные проекты. Да и конфликт интересов прослеживался очевидный — в жюри Фонда кино сидели сами кинопроизводители и фактически распределяли бюджетные деньги сами себе, своим родственникам и партнерам.
Все это, конечно же, не устраивало Минкультуры. Говорят, между структурами шло противостояние, и связано оно могло быть со старым конфликтом между Мединским и теперь уже бывшим руководителем ФК Антоном Малышевым. И вот — главу фонда отправили в отставку, а министерство взяло организацию под контроль.
Очевидно, что до этого ФК и правда не отличались добросовестностью при распределении средств, но благие намерения Мединского в этом отношении тоже находятся под большим вопросом. Изменилось ли все в лучшую сторону с тех пор, как «у руля» всех бюджетных денег на кино встал Мединский? Не похоже.
Согласно раскрытым данным о расходах Минкультуры и ФК, только за текущий год из 49 фильмов, профинансированных за счет государства, окупились лишь 10. То есть 39 фильмов не принесли никакой прибыли. И это, еще не учитывая тот факт, что для реальной окупаемости фильму необходимо собрать в два раза больше собственного бюджета.
Одним из самых крупных провалов этого года стало продолжение «Вия» — «Тайна печати дракона». На него выделяли больше всего средств, которые нужно было вернуть, — 180 миллионов рублей. Бюджет фильма составил 2,3 миллиарда рублей, а сборы — всего 332 миллиона рублей.
Что касается «киножуликов». Мединский сообщал, что за 2018 год кинокомпании не вернули в бюджет 300- 400 миллионов рублей. Фонду кино уже удалось вернуть почти 700 миллионов рублей госсредств.
Все виновные, как говорил министр, «пофамильно» попадут на «доску позора». Сейчас на ней «красуется» 18 кинокомпаний. Среди них — авторы фильмов «Дед Мороз. Битва Магов», «Ночные стражи» и так и не увидевший свет «Аладдин» от скандального Enjoy Movies.
Но «погорели» на обмане со стороны кинопродюссеров не только в Фонде кино — 7 из 18 компаний задолжали Министерству культуры.
Министерство культуры с 2015 года отдало недобросовестным киноделам 194,1 млн
«Идеальная» репутация Мединского
Критика о непрозрачности распределения бюджетных денег на кино звучала и в адрес Минкультуры. В прошлом году Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко» (ЦАП) обнаружил конфликт интересов при изучении субсидий министерства. Эксперты убеждены, что фильмы были выбраны еще до проведения конкурса.
Как сообщили в ЦАП, только за прошлый год до 220 млн были распределены с конфликтом интересов — часто в жюри входили сами участники конкурса. Что, господин министр, в своем глазу бревна не видно?
В этом году больше всего от Министерства культуры получила картина «Одесса», которая, к слову, тоже провалилась в прокате. При бюджете 300 млн фильм собрал 83,4 млн рублей. На это кино министерство выделило 70 невозвратных миллионов.
Самые «дорогие» для Мединского фильмы
Впрочем, похоже, Мединский больше занят политикой, нежели грамотным распределением государственных средств.
Великий контролер
Увлекает министра «сражение» со злейшими врагами в лице Америки. Однажды Мединский заявил, что с помощью сервиса Netflix власти США пытаются залезть «в голову каждому жителю Земли». Ратовал министр культуры за ограничение проката голливудских фильмов в России и увеличений субсидий для российских.
Патриотизм Владимир Мединский стремится насадить российскому зрителю очень давно, чем подвергает фильмы цензуре. Например, в этом году он отказался выпускать в День победы премьеру фильма «Братство» о выводе советских войск из Афганистана, так как на нем «нельзя воспитывать чувство патриотизма».
Кстати, вмешивается в работу индустрии министр частенько. Прокатными удостоверениями заведует Минкультуры, а потому двигать даты премьер, а то и вовсе отказывать фильмам в прокате Мединский может без проблем. Одной из таких отмененных картин стала комедия «Смерть Сталина», вокруг которой поднялось много шума – якобы, из-за моральной составляющей фильма.
Скандал разразился и перед Днем космонавтики, когда к выходу готовились сразу две картины — «Время первых» Тимура Бекмамбетова и «Салют-7» Сергея Сельянова. Тогда прокатное удостоверение на весну получила «Время первых», несмотря на то, что экспертный совет Фонда кино признал киноленту Сельянова более привлекательной. Похоже, в структуре Мединского Бекмамбетову очень сильно подыграли. Интересно, как кинопроизводитель отблагодарил министра?
Как и многие особо фанатичные чиновники, беспокоится Мединский и о нравственно-духовном развитии. Причем не только россиян. С помощью государственных денег Мединский активно продвигал «художественно-документальный» фильм «Иннокентий Сибиряков. Помогите мне, я страшно богат» о православном меценате из Российской империи. Как выяснилось из госзакупок, на показы этого фильма в России ведомство потратило 5,5 миллиона рублей, такую же сумму — на показы во Франции, еще, 9,7 миллиона рублей ушли в Швейцарию. Сколько из них могло осесть в карманах Мединского?
Беспокоят министра культуры, похоже, больше свои приближенные. Сам Мединский называет своих друзей «золотым фондом добросовестности, честности и порядочности». Видимо, именно таких он и подсадил в Фонд кино, чтобы было легче управлять структурой.
Уж не занимается ли Мединский «освоением» бюджета фильмов для массового проката? Все же там денег вращается больше, чем изначально было под контролем Минкультуры. А, учитывая качество большинства производимых фильмов, госсредства могут и не доходить до конечной цели, а быть «попилены» еще на этапе конкурсного отбора.