В администрации Барнаула прокомментировали «Банкфаксу» претензии федеральной конкурсной комиссии, из-за которых город не смог претендовать на участие в программе обновления общественного транспорта в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Чиновники утверждают, что все же включили в свою заявку те данные, которые федеральный Минтранс указал отсутствующими. Правда, сделали они это в виде ссылки, а не документа, и посчитали достаточным. Другие материалы мэрия не смогла предоставить по различным причинам, а что-то не стала указывать, так как даже не рассчитывала получить какие-то баллы. Ответственным за отправку заявки является краевой Минтранс, сказано в ответе властей.
Ранее в Минтрансе РФ объяснили, по какой причине Барнаул и Бийск не смогли войти в число победителей конкурса и получить возможность обновить парк общественного транспорта в 2021 году за счет льготной лизинговой техники. Выяснилось, что оба города не включили ряд базовых документов. Барнаул не предоставил федеральным властям комплексную программу развития транспортной инфраструктуры и комплексную схему организации дорожного движения в городе. Кроме того, в предоставленных краевым центром документах не было подтверждения сохранения протяженности линий электротранспорта с 2010 года. Возникли у властей претензии и к работе транспорта по нерегулируемым тарифам, а также к тому, что городской транспорт не полностью оснащен системами электронной оплаты проезда. Бийские власти в свою очередь не прикрепили к заявке картограмму пешеходной доступности остановочных пунктов. Кроме того, по итогам рассмотрения заявки наукограда комиссия отметила низкий показатель территориальной доступности для многоквартирных жилых домов. Оба алтайских города не представили оценку социально-экономического эффекта от реализации мероприятий и не смогли «похвастать» наличием единого проездного билета для всех видов транспорта.
Власти Барнаула считают, что в заявке была часть данных, которые «не увидел» федеральный Минтранс. Как следует из ответа мэрии на запрос ИА «Банкфакс», материалы комплексной схемы организации дорожного движения городского округа кинули ссылкой. Другая ссылка в заявке вела на программу комплексного развития транспортной инфраструктуры в Барнаульской агломерации. Правда, она рассчитана на период 2018-2019 года. Над новой, актуальной версией в Барнауле все еще работают, хотя еще год назад сообщалось о старте ее общественного обсуждения. Планировалось, что она охватит период с 2020 по 2036 год, однако теперь сроки сдвинули на год вперед. Будет ли разработка программы завершена в текущем году – неизвестно.
Некоторые документы администрация просто не смогла предоставить по тем или иным причинам. Например, подготовить оценку социально-экономического эффекта от участия в программе барнаульские чиновники не успели, «учитывая ограниченность сроков подготовки заявки». Такие заключения готовят эксперты на основе оценки налоговых поступлений, монетизации агломерационного эффекта, эффекта экономии времени пассажиров в пути, повышения уровня комфортности и т.д. Что касается претензий комиссии к работе транспорта по нерегулируемым тарифам, то мэрия не имеет возможности требовать от участников конкурсов чего-то сверх закрытого перечня, подготовленного федеральными властями. Таким образом, власти не могут обязать перевозчиков, к примеру, установить электронные системы оплаты проезда. Впрочем, чиновники пытаются стимулировать перевозчиков к этому иным путем, начисляя им в рамках открытых конкурсов дополнительные очки за наличие электронных систем в автобусах. Также власти признались, что изначально не планировали получать баллы за оценку изменения протяженности линий электротранспорта, потому как этот параметр в Барнауле не менялся с 2010 года.
Отдельно в мэрии указали, что их специалисты занимались подготовкой заявки и необходимого пакета документов, а затем уже сотрудники краевого Минтранса отсылали ее организаторам конкурса.
Напомним, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) российским городам предоставляется возможность в лизинг приобрести машины у ПАО «Государственная лизинговая компания» со скидкой в 60 %. Каждый год по результатам конкурсного отбора это право получают несколько подавших заявки агломераций, и их число относительно невелико. Так, на эти цели 2021 году из федерального бюджета было выделено 3,5 млрд рублей, что позволит городам-победителям обзавестись 305 автобусами и 107 троллейбусами, сообщал ранее Минтранс РФ. Барнаул и Бийск как единственные участники БКАД в Алтайском крае вот уже два года подают заявки на включение в программу по обновлению автопарка, но пока так и не добились успеха. В краевом Минстрансе сообщали о неудачах, но не объясняли их причины. Было известно только, что отбор проходит в части оценки действий местных властей по развитию отрасли.
Во время первой попытки Барнаул занял 46 позицию из 104 среди других муниципалитетов, что не позволило городу претендовать на льготную лизинговую технику – победителями считались только первые 12 муниципалитетов. По итогам второй попытки Барнаул и Бийск также были лишены возможности войти в программу. В мэрии Барнаула отмечали, что краевой центр поднялся на более высокую позицию. Как стало ясно из ответа Минтранса РФ, Барнаул занял 44 место, а Бийск – 36. При этом конкурсная комиссия рассматривала всего 63 заявки. Победителями стали только семь первых агломераций. Барнаульские власти объясняли, что речь идет о тех муниципалитетах, которые стали победителями ранее, но якобы еще не исчерпали свой лимит средств.