В правительстве Алтайского края обсудили перспективы укрупнения муниципалитетов региона – в будущем районы края могут превратиться в муниципальные округа, управление которыми будет сосредоточено в руках единой одноуровневой администрации. Сельсоветы же будут лишены своих полномочий и заменены территориальными отделами, а то и вовсе сельскими старостами. Некоторые субъекты РФ уже пошли по этому пути. В Алтайском крае пока с опаской говорят о таком укрупнении, предпочитая не торопить события и наблюдать за судьбой тех районов, которые пошли на такой шаг по собственной инициативе, а губернатор Виктор Томенко сравнил этот процесс по сложности с Брекзитом.
Доклад о перспективах внедрения института муниципальных округов в Алтайском крае на заседании правительства региона 9 декабря представил руководитель департамента по вопросам внутренней политики Юрий Проскурин. Он объяснил, что возможность реорганизации районов в новые административные единицы появилась со вступлением в силу федерального закона № 87 от 1 мая 2019 года «О внесении изменений в ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Основная идея, которую вложили в него разработчики, заключается в повышении эффективности работы на уровне муниципального округа путем концентрации единой власти в администрации – это консолидация финансовых, кадровых ресурсов, повышение ответственности глав, депутатов, повышение эффективности использования бюджетных средств и выработка единых подходов к развитию территорий.
Некоторые российские регионы уже успели провести реорганизацию во множестве своих муниципалитетов. Среди них можно назвать Ставропольский край, соседнюю Кемеровскую область, Пермский край и др. На Пермском крае Проскурин остановился подробнее, поскольку, по его словам, этот регион сейчас демонстрирует наибольшие успехи в вопросе перехода районов в статус муниципальных округов. Фактически, работа в этом направлении пермскими чиновниками ведется уже два года. За это время они успели сократить 1420 штатных единиц в органах местного самоуправления, сэкономив тем самым в общей сложности около 500 млн рублей. На месте ликвидированных сельских администраций в итоге создавались территориальные отделы администрации. В Кемеровской области применяли более дифференцированный подход: где-то создавали территориальные отделы, где-то - территориальные управления с правом или без права юридического лица. Местами сельские администрации заменяли собой сельские старосты. Для многих регионов вопрос укрупнения муниципалитетов вообще в первую очередь был обусловлен экономией бюджетных средств.
Укрупнение должно также снизить и число выборов в муниципалитетах. Например, в Кузбассе в представительные органы 13 муниципальных районов и входящих в них поселений ранее избиралось 1484 депутата, а после преобразования осталась потребность только в 220 народных избранниках. Это, как отметил Проскурин, также экономит бюджетные средства. Впрочем, по его словам, не все регионы ставили бюджетную политику во главу угла. В Пермском крае, напротив, даже выделяли на реорганизацию дополнительные средства, чтобы ускорить процесс преобразований. Реорганизуемым муниципалитетам возвращали в двукратном размере суммы, которые удалось сэкономить в результате укрупнения и ликвидации части управленческого аппарата, а также сулили председателям представительных органов, главам администраций и их заместителям личные «премии» в размере одного оклада за переход к одноуровневой системе муниципального округа. Кроме того, бывшим районам компенсировали выпадающие налоговые поступления – потеря доходов обуславливалась разницей между налогами, уплачиваемыми на разных уровнях.
По наблюдениям Проскурина, многие регионы не торопятся с такими нововведениями. Например, соседнюю Новосибирскую область устраивает существующий порядок вещей. Такого же мнения придерживаются в Томской области. В Республике Алтай не хотят в ближайшие годы тревожить население и создавать поводы для излишней протестной активности. В Красноярском крае ждут инициативы снизу – сами региональные власти не стремятся насаждать гражданам одноуровневую окружную систему вместо двухуровневой районной.
В Алтайском крае уже есть примеры объединения двух и более муниципалитетов. Например, в Ребрихинском районе недавно прошили объединение два муниципалитета. В результате экономия по оплате труда управленцев составила 243 тысячи рублей в год - для сельсовета сумма довольно ощутимая. Однако примеров объединения целых районов в единый муниципальный округ без администраций сельсоветов пока не было. «Первенцами» должны стать Чарышский и Залесовский районы. Они сами решили пойти по этому пути, однако и их инициативу власти пока оценивают с осторожностью. «Насильственной» реорганизации должен будет подвергнуться Славгород – эту необходимость диктуют требования упомянутого ФЗ № 87. Однако с этим процессом власти не торопятся – у них есть время до 1 января 2025 года. Переход в статус муниципального округа не потребует от Славгорода перевыборов депутатов представительного округа или главы.
Пока власти не намерены форсировать процесс, ограничившись поддержкой инициатив снизу. «Я считаю - это моя личная позиция – что для Алтайского края следует пока что остановиться на пилотных муниципальных образованиях и потом уже посмотреть, что из этого получится», - резюмировал свое выступление Проскурин. По его мнению, стоило бы предоставить Залесовскому и Чарышскому районам возможность спокойно и без спешки реализовать планы, оказать им помощь и составить дорожную карту, которая бы разрешала такие непростые вопросы, как дата проведения выборов и т.д. Полностью перенимать опыт того или иного региона, по его мнению, не стоит.
Несмотря на всю осторожность доклада Юрия Проскурина и его личных оценок, вопросов и замечаний у присутствующих возникло немало. Главный федеральный инспектор по Алтайскому краю аппарата полпреда президента В СФО Юрий Земский отметил, что в докладе упор почему-то сделан на финансовой составляющей, хотя ему бы хотелось услышать, как именно улучшатся условия жизни в городах и селах, которые подвергнутся реорганизации. Юрий Проскурин ответил, что население, вероятнее всего, не ощутит большой разницы – стала ли жизнь качественно лучше от преобразования. На его взгляд, хуже, по крайней мере, точно не станет, а вот система управления определенно станет удобнее. Такие выводы он сделал на основе уже имеющихся примеров.
Впрочем, инспектора такой ответ не удовлетворил. «Вы говорите, что ничего не ухудшилось для людей, но вы опять слишком высоко поднялись. Вы опуститесь поближе к земле, и там будут такие простые вопросы: «Как добраться людям с одного села до другого?». У нас маршруты прекращают работать, люди обращаются в органы власти вплоть до приемной президента с жалобами. Каждому человеку, который живет в селе, нужны какие-то справки, ту же льготу оформить. Нужно подумать, куда ему нужно будет ехать. Раньше он мог это сделать, грубо говоря, в радиусе 1 км, а сейчас ему придется ехать за 40 км», - отметил Земский, предложив более тщательно изучить опыт других регионов, чтобы не допускать тех же ошибок. По его мнению, люди должны непосредственно ощутить пользу от таких нововведений, если они будут применяться. Юрий Проскурин со своей стороны согласился, что такое отдаление людей от власти – серьезный вопрос, требующий детальной проработки. Председатель АКЗС Александр Романенко также отметил, что оптимизация затрат бюджета действительно не должна стоять во главе угла при принятии таких решений.
Вице-губернатор Александр Лукьянов обратил внимание на то, что сейчас сельсоветы в муниципалитетах исполняют очень ограниченный круг полномочий. Юрий Проскурин ответил, что население боится потерять уже и это. «Я знаю на примере Славгорода, когда там шло объединение, все тоже считали, что это будет красиво и хорошо. Но в итоге получилось не очень. Есть определенные плюсы, но есть и минусы», - сказал вице-губернатор. Юрий Проскурин со своей стороны ответил, что в курсе этих серьезных недочетов.
Министр финансов региона Данил Ситников в целом одобрил переход на одноуровневую систему. По его словам, почти у половины сельских поселений объем собственных доходов существенно меньше затрат даже на содержание самой администрации сельсовета. Кроме того, двухуровневая система с ее распределением полномочий, по оценкам министра, только отвлекает рабочие ресурсы на оформление документов для тех же бюджетных трансферов. Кроме того, из-за большого количества муниципалитетов власти испытывают сложности с составлением консолидированного бюджета, поскольку бухгалтерский учет во многих муниципалитетах был передан на вышестоящие уровни власти ради экономии ресурсов.
Врио министра экономического развития Алтайского края Анатолий Нагорнов полагает, что наряду с преимуществами такой оптимизации, муниципалитетам грозит отмена действующих документов территориального планирования, градостроительного зонирования, а также перед ними встает вопрос разработки новых Генпланов и ПЗЗ – а это влечет за собой новые финансовые траты. Помимо этого он выразил согласие, что перед укрупнением муниципалитетов необходимо проработать вопросы, связанные с доступностью социальных услуг для населения. Поэтому чиновник предложил властям проявить большее внимание к деятельности Чарышского и Залесовского районов, которые пожелали преобразоваться в муниципальные округа. В его видении, правительство должно составить для двух муниципалитетов подробные поэтапные планы реорганизации и постоянно оценивать полученные результаты.
В совещании принимали участие и главы упомянутых районов, которые не разделили озабоченности властей по ряду вопросов. Глава Залесовского района Александр Пластеев рассказал, что этапы реорганизации ими уже были разработаны, и сейчас они находятся на первом из них – приняли соответствующее решение на основании мнения граждан и представительных органов. Восемь из девяти сельсоветов поддержали инициативу. Теперь остался самый важный шаг - закрепить статус муниципального округа юридически. За этим последует формирование органов самоуправления округом, принятие полного комплекта соответствующих документов и т.д. Третий этап предполагает проведение всех процедур, связанных с ликвидацией прежних органов управления и внесение изменений в учредительные документы.
По словам Пластеева, в их случае решающую роль играет не экономия бюджета, а единый управленческий аппарат. «Представьте: 10 администраций, 10 уставов, 10 бюджетов, 10 глав, и это говорит о том, что это большая кадровая проблема», - объяснил причины глава района. В том, что первостепенной в этом вопросе видится именно кадровая проблема, со своим коллегой согласился и глава Чарышского района Александр Ездин. В его муниципалитете не все сельсоветы поддержали преобразование, а лишь немногим более половины. Однако он отметил, что в трех протестующих администрациях в скором времени станет актуален кадровый вопрос, поскольку их главы находятся уже в преклонном возрасте. Что касается доступности услуг, то, по его словам, в этом не возникает проблемы: они периодически запускают автобусное сообщение между селами и райцентром, но буквально через пару недель автобусы начинают ходить порожняком. Очевидно, это должно было указать на то, что потребность в общественном транспорте стоит не так остро.
Глава крайизбиркома Ирина Акимова объяснила, что в случае с Залесовским и Чарышским районам создаются новые муниципальные образования, что требует проведения новых выборов депутатов и главы. Это может сместить электоральный календарь и, возможно, новые выборы придется проводить уже через год после очередной смены главы и депутатов. Данил Ситников и Александр Романенко также отметили, что процесс переформирования потребует подготовки законодательной и налоговой базы. «Это процедура длительная и очень серьезная – в нее нужно встраивать налоговую, статистику, границы муниципальных образования и так далее» - заметил Ситников. «Длительная процедура, как Брекзит - до сих пор никто не вышел», - прокомментировал его замечания Виктор Томенко.
Как видно, в правительстве Алтайского края есть несколько групп, которые по-разному настроены к возможности внедрения муниципальных округов в регионе. При этом главы районов по понятным причинам поддерживают нововведение. В конечном итоге присутствующие приняли решение начать подготовку документов по реорганизации Чарышского и Залесовского района, однако же планируют принять некоторые поправки к проекту. Как надеется Виктор Томенко, пример двух «первопроходцев» может вдохновить и другие муниципалитеты. Впрочем, он отметил, что такой путь подходит далеко не всем.