Учебные заведения Алтайского края прорабатывают возможность введения так называемого «этического кодекса» для общения в родительских чатах. Об этом в ходе пресс-конференции 25 февраля рассказал министр образования и науки региона Максим Костенко. По словам главы ведомства, каждая школа вправе сама регламентировать данные нормы, однако он считает, что никакой закон или предписание не будет работать, если граждане не станут соблюдать культуру поведения, которой, по его мнению, нашему обществу пока очень не хватает. Согласно позиции Костенко кодекс должен служить педагогам защитой от несправедливого буллинга.
Министр отметил, что пока данный вопрос находится в стадии рассмотрения, поэтому этический кодекс не был включен в новый закон о защите чести и достоинства педработников, который рассмотрят на февральской сессии АКЗС. По мнению Костенко, этика должна быть важной частью жизни каждого человека в любом обществе, однако он замечает, что пока «этого у нас в дефиците», что приводит к таким прецедентам, как рукоприкладство и нападение родителей друг на друга и на педагогов. Чиновник считает, что принятый школой этический кодекс мог бы исправить ситуацию.
Министр убежден, что главное - защитить учителей от несправедливых нападок, буллинга, критики. Вместе с тем он признал, что недостойное поведение порой бывает не только со стороны родителей школьников, но и самих педагогов, которые испытывают эмоциональное выгорание, стресс, и могут, как любые люди, проявлять слабости. «Все не пропишешь в законе или в инструкции. Важно уметь договариваться», - считает министр.
Он также ответил на вопрос о том, какие «бонусы», помимо бесплатной юридической помощи, положены педагогам по законопроекту, вынесенному на февральскую сессию. По словам Костенко, главное, на что власти хотят обратить внимание, это индексация зарплат. Однако, что любопытно, в проекте закона, опубликованном на сайте Алтайского Заксобрания, об индексациях ничего не сказано. Продолжив тему, министр сказал, что пока рост средней заработной платы педагогов в крае не такой большой, как хотелось бы, но, по его мнению, все же он налицо. По его данным, по итогам 2018 года средняя зарплата учителей в регионе составляла 23 тысячи рублей, а в к концу 2020 года – 31 тысячу рублей. Как пояснил Костенко, это связано с изменением формирования системы оплаты труда – оклад был увеличен с 2900 до 7100 рублей и в итоге 4 тысячи педагогов перестали получать оплату труда, которую можно было охарактеризовать как минимальную.
Максим Костенко также отдельно указал, что помимо средней зарплаты в крае стали рассчитывать и медианную зарплату педработников. «Что такое медианная зарплата – это сколько человек, какая доля педработников зарабатывает до этой суммы, и какая - после. Еще в 2018 году медианная зарплата была без малого 20 тысяч рублей, ниже этого зарабатывало 70 % учителей, а выше – 30 %. Сегодня нам удалось этот треугольник перевернуть, он стал более устойчивым. По итогам 2020 года медианная зарплата – 27,5 тысячи рублей, и 68 % педработников получают выше этого показателя, а остальные пока ниже», - заявил министр. При этом его расчеты и формулировки остались непонятными, ведь, как известно, медианная зарплата — это такой уровень заработной платы, при котором половина работающих получают больше него, а другие 50 % — меньше. Откуда у чиновника взялись неравнозначные доли при этом показателе – неизвестно.
Кроме того, министр заявил, что сейчас главная задача состоит в том, чтобы все индексации применяли к окладной части, а к не стимулирующей, как это, к примеру, произошло в Панкрушихинской СОШ. Также по мнению Костенко, важно добиться унификации системы оплаты труда в муниципальных и краевых учебных организациях. На это и будут направлены силы министерства.
Напомним, 26 февраля алтайские депутаты рассмотрят доработанный проект закона «О статусе педагогического работника в Алтайском крае». После принятия его в первом чтении состоялось заседание рабочей группы по подготовке документа ко второму. Были обработаны и проанализированы предложения депутатов АКЗС, педагогического сообщества и общественных организаций Алтайского края. Поступившие замечания и предложения учтены в окончательной редакции документа.
Так, разработчики предусмотрели право педагогов на получение бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с защитой их чести, достоинства и деловой репутации. Нормы о мерах материального поощрения дополнены положением о выплате денежных поощрений, премий лучшим педагогическим работникам за счет средств краевого бюджета. При этом каких-то иных социальных мер поддержки, которых требовали оппозиционные партии, авторы так и не включили. Зато был скорректирован текст клятвы педагога, впервые поступающего на работу в краевую образовательную организацию, которая тоже так задела многих политиков, общественников и самих учителей.
Кроме того, сообщается, что ко второму чтению норма о присвоении ведомственного знака отличия «Почетный педагогический работник Алтайского края» дополнена обязанностью органов власти создавать условия для обобщения и распространения передового опыта педагогического работника, награжденного знаком отличия. Что имеется ввиду под этой размытой формулировкой – пока остается неясным. Возможно, подробнее об этом расскажет докладчик на сессии.