В Министерстве строительства и ЖКХ Алтайского края закончился этап подачи заявок на предоставление субсидий из регионального бюджета для поставщиков сжиженного газа, ранее недополучивших доходы. Как сообщили «Банкфаксу» в пресс-службе ведомства, единственной организацией, изъявившей желание поправить свои финансовые дела за счет казенных средств, стал «Алтайкрайгазсервис». Это не стало сюрпризом для наблюдателей, которые и ранее полагали, что механизм фактически создавался под конкретного поставщика.
Изначально этап подачи документов от соискателей субсидий должен был продлиться до 6 мая, но из-за того, что начало месяца было полностью нерабочим, срок передвинули на 11 мая. В итоге в министерство поступила только одна заявка – от «Алтайкрайгазсервиса», который является основным поставщиком сжиженного углеводородного газа (СУГ) для населения региона. Теперь в течение пяти рабочих дней Минстрой должен будет передать материалы в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов. Это ведомство, в свою очередь, еще через 11 рабочих дней представит министерству свое заключение, содержащее размер будущей субсидии. В дальнейшем у чиновников будет еще 10 дней для принятия решения, выдавать ли бюджетные средства организации или нет. Таким образом, окончательного вердикта стоит ожидать разве что к середине июня.
Отметим, что размер субсидии может составлять до 99,9 % от недополученных компанией доходов в период с 1 июня по 31 декабря 2020 года, связанных с обеспечением населения СУГ. Ранее в «Алтайкрайгазсервисе» заявляли, что их дополнительные расходы от повышения отпускной оптовой цены в 2020 году составляли 79,57 млн рублей, а согласно опубликованной годовой бухгалтерской отчетности за 2020 год, чистый убыток составил чуть более 35 млн рублей, что может дать представление о возможном порядке запрошенных из регионального бюджета средств. Такая ситуация, по объяснению фирмы, сложилась из-за отказа от так называемого «балансового газа» - дешевого топлива, цена на которое регулировалась государством. После того, как цены «отпустили», поставщики СУГ для населения были вынуждены закупать топливо по более высоким биржевым ценам. При этом действующий тариф не учитывает эту разницу и все еще строится на стоимости «балансового» газа. Добавим, что из бухгалтерской отчетности также следует, что выручка компании упала с 703,9 млн рублей в 2019 году до 548,3 млн рублей в 2020 году (примерно на 155,6 млн рублей) при сокращении коммерческих и прочих расходов, а также себестоимости продаж, что может говорить о дополнительных причинах возникновения убытка.
Несмотря на то, что фактический отказ от дешевого СУГ произошел в 2019 году, только в 2021 году «Алтайкрайгазсервис» проинформировал о ситуации краевые власти и обратился к ним за помощью. В итоге представители АКЗС и правительства региона пошли навстречу и разработали упомянутый выше механизм предоставления субсидий из бюджета. Формулировки в документации предполагали, что заявить о своем намерении получить финансовую помощь от государства может любой поставщик сжиженного газа. Однако же на практике, как видно, «нашлась» лишь одна такая организация.
В то же время, как полагают антимонопольщики, «Алтайкрайгазсервис» в обход закона пытался улучшить свое финансовое положение: в краевом УФАС организацию заподозрили в том, что она с 2020 года необоснованно в четыре раза подняла цену доставки «голубого топлива» в баллонах. Пока стоимость доставки, в отличие от самого СУГ, не регулируется тарифами, однако в скором времени такая «вольница» должна закончиться. Об этом говорил замначальника краевого Управления по государственному регулированию цен и тарифов Олег Колосков в ответ на жалобы жителей региона.
Также стоит отметить, что заявка «Алтайкрайгазсервиса» на предоставление субсидии из бюджета может и не удовлетворять требованиям, которые предъявили чиновники. Так, на исполнении УФССП находится производство в отношении организации о взыскании имущественного характера в пользу бюджета. Кроме того, «Алтайкрайгазсервис» находится в процессе судебных тяжб с контрагентами. Так, среди прочих суды удовлетворили иски со стороны ООО «Газпромтранс» (100 % «дочка» «Газпрома»). По изложенным в документах обстоятельствам, вопреки заключенному договору, алтайская компания оперативно не приняла железнодорожные вагоны с грузом. Любопытно, что речь, судя по документам, может идти как раз о сжиженном газе, который алтайская компания не пускала в оборот. При этом у компании в 2021 году неоднократно возникали проблемы с обеспечением населения Алтайского края СУГ. Из-за длительных перебоев руководство компании уже несколько раз привлекали к ответственности.