Руководитель фракции КПРФ в Алтайском Заксобрании Мария Прусакова считает, что депутатам не следует возмещать расходы, если они работают в парламенте на постоянной основе и получают зарплату. Коммунистка уже заявляла об этом с трибуны, а теперь идея вылилась в законодательную инициативу, которая будет рассмотрена на последней в этом году сессии АКЗС 19 декабря.
Так, согласно законопроекту, опубликованному на сайте регионального парламента, Мария Прусакова намерена внести изменения в краевой закон «О статусе депутата краевого Законодательного Собрания». В действующей редакции каждому народному избраннику полагается ежемесячная компенсация расходов, которые связаны с осуществлением его полномочий и деятельностью его помощника. На данный момент сумма возмещения равна 55 % от депутатского денежного вознаграждения, которое составляет 2,3 средней зарплаты в регионе. У спикера АКЗС вознаграждение рассчитывается из коэффициента в 4,5, у вице-спикера – в 4,2, у председателей постоянных комитетов – в 3,7, у их заместителей – в 3,2 средней зарплаты по краю. Такие денежные вознаграждения получают только те парламентарии, которые замещают государственные должности и осуществляют свои полномочия на постоянной основе, однако компенсации положены всем.
В связи с этим Мария Прусакова предлагает, чтобы возмещение расходов, в том числе на помощников, предоставлялось только тем депутатам, кто не получает зарплату в АКЗС. В пояснительной записке она указывает, что такие изменения в законе оптимизируют расходы краевого бюджета и позволят соответствовать принципам эффективности его использования. При этом коммунистка полагает, что освободившиеся таким образом деньги можно было бы направить социальную поддержку жителей Алтайского края, в том числе малоимущих и находящихся в трудной ситуации.
Очевидно, что инициатива в первую очередь затрагивает интересы политических оппонентов Марии Прусаковой - спикера Александра Романенко, вице-спикера Сергея Серова, некоторых руководителей комитетов. В связи с этим шансы на принятие законопроекта невелики. Однако некоторые наблюдатели увидели в идее здравое зерно, так как роль помощников в случае работы депутата на постоянной основе нередко исполняет аппарат Заксобрания.
Отметим, что порядок предоставления компенсаций парламентариям со следующего года будет иным и не сможет превышать 32 тысячи рублей. Большинство депутатов на сессии АКЗС в конце октября проголосовали за данный законопроект, однако лидер фракции КПРФ тогда выступила против, заявив, что парламентские ставки и без того довольно приличны, и расходы на деятельность коллег компенсировать не нужно. Любопытно, что Мария Прусакова прямо накануне октябрьской сессии и сама претендовала на «зарплатное» место, но получила отказ на свое заявление, что наблюдатели связывают с действиями руководства АКЗС.
Также стоит напомнить, что новое положение о компенсациях, вступающее в силу с начала 2020 года, определяет перечень компенсируемых расходов, которые несет депутат при исполнении своих полномочий и из-за деятельности своего помощника. В их число входит аренда помещений для работы с избирателями, приобретение техники и мебели для приемных, мобильная и интернет-связь, проезд на пассажирском транспорте, топливо для автомобиля, различные мероприятия и прочие расходы депутатской деятельности. При этом парламентарий обязан документально подтверждать свои затраты для получения возмещения. Несмотря на то, что данное положение еще не вступило в силу, в него уже предлагают внести изменения на следующей сессии. В число компенсируемых расходов могут включить оплату договоров возмездного оказания услуг, например, за консультации.
Кроме того, на заседании АКЗС 19 декабря будут рассмотрены законопроекты, которые приведут краевое законодательство в соответствие с федеральным. Например, с начала 2020 года в силу вступят поправки в закон о бездомных животных, согласно которому не агрессивных зверей, отловленных и помещенных в приюты, будут отпускать обратно на улицу после прививок и стерилизации. Также на рассмотрение депутатов будет вынесен новый закон Алтайского края, который призван урегулировать отношения региональных властей с государственными информационными системами.