НОВАТЭК обещает к 2024 году реализовать свой третий СПГ-проект. Между тем, под вопросом остается реализация второго.
Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон заявил о планах по реализации небольшого СПГ-проекта на основе российского оборудования мощностью 4,8 млн. тонн СПГ в год, — сообщают «Документы и Факты».
Таким образом, к 2024 году только НОВАТЭК сможет «загрузить» Северный Морской Путь на 46,5 млн. тонн груза в год. Но насколько реально выглядят эти цифры и в чем истинная причина заявления Михельсона?
Действуя на опережение?
На данный момент единственный СПГ-проект НОВАТЭКа завод «Ямал СПГ» вынужден работать с превышением проектной мощности на 6-7%. Предположительно, с первых трех линий завод может дать 17,5 млн. тонн грузопотока.
Несмотря на это, 2017 год грузооборот Севморпути составил только 10,7 млн. тонн. В чем же причина такого расхождения и почему Михельсон старательно пытается «застолбить» Северный Морской путь для НОВАТЭКа?
Вероятнее всего, Михельсон понимает, что выйти на заявленный уровень мощности не получится даже если четвертая линия «Ямал СПГ» будет сдана в срок, мощность которой не будет превышать 0,9 млн. тонн в год.
К слову, четвертая линия «Ямал СПГ» также строится на российском оборудовании. Вот только ее мощность в 5 раз меньше анонсированного к 2024 году завода. Так будет ли вообще построен этот завод? Ведь НОВАТЭКУ и без того есть что строить.
Вместо того, чтобы сосредоточиться на реальных СПГ-проектах Михельсон рассказывает байки про новые?
К примеру, второй СПГ-завод «Арктик СПГ» должен выйти на проектную мощность в 19,8 тонн СПГ в год все к тому же 2024 году. Получается, что новый СПГ-проект будет по сути реализовываться «параллельно» с «Арктик СПГ».
Не исключено, что такая «погоня за двумя зайцами» может закончится ровно тем же, чем она заканчивается в народной поговорке. Не будет толком построен ни один завод. Кроме того, существуют вполне разумные опасения, что НОВАТЭКу не хватит судов-газовозов. А ведь как бы быстро ни строились СПГ-заводы, без газовозов по Севморпути газ доставить не получится.
Но это не мешает господину Михельсону вовсю рекламировать свой «необычный» третий проект в Давосе как будто с обычными у него уже все в порядке. По словам Михельсона, завод будет состоять из 2-3 линий сравнительно небольшой мощности 1,5-1,6 млн. тонн СПГ в год. Странно, всегда казалось, что хотя бы количество линий следует запланировать точно.
Газовый проект Арктик СПГ находится под угрозой срыва и Михельсон решил отвлечь внимание новым СПГ-проектом?
Предположительно, новые линии для сжижения газа могут быть построены недалеко от Штормового месторождения на Гыдане, на терминале «Утренний». Вероятной ресурсной базой третьего СПГ-проекта называют также ямальские месторождения «Западно-Сеяхинское» и «Верхнетиутейское». В этом случае газ будет подведен до Сабетты.
Следует понимать, что едва ли не самым рациональным решением выглядит установка указанных линий в качестве дополнения к проекту «Арктик СПГ». На отдельный СПГ-проект новое «детище» Михельсона не тянет.
Не исключено, что и цифры предполагаемого грузооборота и смелые заявления о реализации третьего СПГ-проекта нужны Михельсону только для получения дополнительных государственных средств. В таком случае, скоро Михельсон начнет «дробить» уже и «Арктик СПГ», выдавая каждую новую линию за новый СПГ-проект.