В редакцию ИА «Банкфакс» поступило анонимное письмо от группы людей, представившихся работниками пожарно-спасательных частей (ПСЧ) Алтайского края. После публикаций издания о ДТП с участием пожарной машины и поезда, в котором погибли двое спасателей, они решили рассказать о своей работе в условиях острого дефицита средств для ремонта и обслуживания техники, а также низкой обеспеченности элементарными канцелярскими и хозяйственными принадлежностями. Документальных подтверждений своих слов авторы письма не привели, поэтому «Банкфакс» направил официальный запрос на имя главы главного управления регионального ведомства Александра Макарова с просьбой прокомментировать эти сведения.
Анонимные работники ПСЧ края констатируют, что вся работа со спасательной техникой, ее оснащением и обслуживанием регулируется соответствующим приказом МЧС России, изданном в сентябре 2012 года. В документе прописаны должностные инструкции для руководителей региональных ведомств и сотрудников подразделений по части их обязанностей по материальному обеспечению и соблюдению его сохранности. Как утверждают авторы письма, пожарным нередко приходится обеспечивать реализацию приказа за счет собственных денег, что, по их мнению, и становится причиной аварий техники, которая уже практически исчерпала свой ресурс. «Этот приказ мы часто исполняем со своей зарплаты, отсюда аварии с умершими в сорокалетних машинах», - говорится в обращении.
В письме поясняется, что до начала 2020 года деньги и техническое обеспечение между ПСЧ распределяли начальники пожарно-спасательных отрядов (по данным сайта ГУ МЧС по региону, их в Алтайском крае 18, они базируются в городах и райцентрах). Однако, по словам анонимов, распределение необходимого для деятельности пожарно-спасательных частей оснащения происходит не совсем равномерно, причем, это касается не только запчастей для техники, но даже канцелярских и хозяйственно-бытовых принадлежностей. Восполнять такой дефицит пожарникам якобы приходится из своей зарплаты, причем под угрозами увольнения.
Кроме того, в письме указано, что значительная часть пожарных автоцистерн не укомплектована пожарно-техническим вооружением в соответствии с нормативами. Вместе с тем, авторы пишут, что в районных частях существует проблема с техобслуживанием машин, что, по их мнению, не соответствует отдельным пунктам вышеупомянутого приказа МЧС России. В одном из пунктов прямо прописано, что «своевременное и качественное ТО является важнейшим элементом эксплуатации техники» и должно обеспечивать постоянную ее готовность к использованию, безопасность, устранение причин преждевременного износа, надежность и т. д. Также в документе отмечается, что периодичность и объем обслуживания техники определяется МЧС России и инструкциями по эксплуатации, а их сокращение, ведущее к ущербу, запрещается.
Более того, в приказе говорится, что ТО проводится на специальных постах с использованием необходимого оборудования и инструментов. Однако, в обращении пожарных утверждается, что не во всех в районных частях имеются такие возможности, в связи с чем даже сезонное обслуживание машин якобы провести невозможно. «У нас в районных ПСЧ посты ТО только на бумаге. Нет ключей, домкратов, приборов, водителей не обучают технических знаниям. Вот и выезжают автоцистерны неисправные, и мы все камикадзе», - заявили пожарные.
Вместе с тем, они рассказали, что уже несколько лет в пожарно-спасательных частях, возможно, имеются проблемы с проведением предрейсовогой медицинского осмотра. «Не дают денег на него. Хорошо, когда мы в одном карауле друг друга знаем и доверяем водителям. А когда начальство блатных устраивает: ни навыков, ни тормозов с похмелья? Вся наша безопасность сводится к конспектам, которые мы плохо пишем и всегда виноваты! А эти «бумажные» генералы и полковники со стотысячными зарплатами не причем», - написали анонимные авторы в завершении письма.
Насколько данная ситуация соответствует действительности, утверждать сложно. «Банкфакс» направил запрос главе ведомства Александру Макарову с просьбой прокомментировать данное письмо и рассказать о том, сколько за 2019 и 2020 годы было выделено средств на техническое и материальное обеспечение пожарных частей региона. Между тем на сайте ГУ МЧС по Алтайскому краю указано, что на вооружении в городах и районах находится 474 единицы пожарной техники. В 2019 году подразделения федеральной противопожарной службы края получили семь единиц техники.
Отметим, что поводом для столь откровенного письма послужила ситуация с гибелью двух пожарных при столкновении служебной техники и поезда в Тальменском районе 26 июля. Существует предположение, что трагедия произошла из-за неполадок с тормозами в автомобиле МЧС. Также ранее сообщалось, на инцидент отреагировало федерального руководство МЧС, которое провело внутреннюю проверку.
«Банкфаксу» удалось подтвердить эти сведения. В ответе на запрос издания пресс-служба МЧС России сообщила, что проверку проводила комиссия центрального аппарата федерального ведомства с целью установления причин и обстоятельств аварии. «По результатам работы комиссии, в целях недопущения подобных инцидентов в подразделениях МЧС России руководителям территориальных органов и учреждений МЧС России дан ряд поручений», - говорится в ответе МЧС. При этом подробности результатов проверки и неких поручений в нем не раскрываются. Чтобы прояснить эти моменты, «Банкфакс» вновь направил запросы в центральный аппарат и ГУ МЧС по Алтайскому краю. Примечательно, что ответ от федералов пришел незамедлительно, однако ответов на поставленные вопросы в нем не было. Таким образом, МЧС России дало понять, что не намерено раскрывать обстоятельства произошедшего. Стоит добавить, что региональное руководство также неохотно комментирует ситуацию с гибелью своих сотрудников.
Напомним, что по факту трагической смерти двух пожарных ведется расследование уголовного дела по по ч. 5 ст. 264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).