Активисты из сообщества «Барнаульский электротранспорт» «ВКонтакте» озвучили идею строительства новой трамвайной линии на проспекте Строителей, которая уже существовала в советское время. По задумке авторов, она должна соединить ветку, уходящую с проспекта Красноармейского в сторону проспекта Ленина, с той, что проходит через улицу Челюскинцев в сторону улицы Советской Армии. Жители города встретили предложение с интересом и начали обсуждать его в соцсетях.
Активисты сообщили, что расчеты новой трамвайной линии сделал опытный работник МУП «Горэлектротранс» Александр Нестеренко. Он предлагает организовать перемычку, которая соединит две трамвайные ветки. Предполагается, что это позволит разгрузить магистрали с плотным трафиком на проспекте Строителей и Павловском тракте, где в час пик образуются заторы. Также это решение на 10-15 минут сократит время пути из новых микрорайонов улиц Власихинская и Попова. На маршрутах предлагается использовать составы из двух вагонов для повышения провозной способности. Александр Нестеренко подсчитал, что длина перемычки составит 1,748 км, на ее строительство потребуется выделить около 140 млн рублей.
Эта идея нашла отклик у известных жителей Барнаула, которые оценили такую ее весьма неоднозначно. К примеру, авторы сообщества «Красный угол в Барнауле» в Facebook посчитали, что инициатива идет напрямую от «Горэлектротранса», который якобы вознамерился освоить средства, не считаясь с уничтожением благоустроенной в прошлом году зеленой зоны на проспекте Строителей возле Центра занятости населения. «Теперь в планах ее снести. А все почему? Потому что она не учтена как зеленая зона, это часть дорожной сети. Сказочные! Сказочные у нас муниципальные служащие. И что это? Злой рок? Целенаправленное уничтожение зелени в Барнауле? Провокация гражданской войны?» - пишут обеспокоенные авторы.
Другие общественники также выразили скепсис, правда, уже с другой точки зрения. Активистка Ирина Каланчина считает, что реализовать проект не позволят финансовые ограничения. «Есть надежда, что не будет этой ветки. Не срастется у них освоение миллионов. Не дадут», - написала она. С сомнением к этой идее отнесся и общественник из городского сообщества «Шпиль» Егор Галкин. «Никто, к сожалению, трамвайную сеть в ближайшее время делать не будет. Нет денег у города для такого масштабного проекта», - посчитал он.
Впрочем, среди барнаульцев оказались и те, кто не стал давать преждевременную оценку предложению и перешел к непосредственному обсуждению. «Я где-то читал, что эту перемычку проектировали в советское время. А сейчас ее не удастся построить из-за дома № 33 по проспекту Строителей — он встал слишком близко к дороге», - написал журналист Михаил Бендаржевский. Однако авторы сообщества «Барнаульский электротранспорт» ответили, что это не проблема: «Данный дом действительно находится в относительной близости от проезжей части, однако место для строительства там все же есть, пусть и не так много. От проезжей части до гаража этого дома 15 м. Уж 7 м полотна влезут в эти 15».
Также авторы косвенно ответили и на претензии горожан о недостатке средств на этот проект. Они отметили, что у «Горэлектротранса» и городских властей нет таких денег, а поэтому следует обратиться к федеральным программам, направленным на развитие городского транспорта. В пример общественники привели программу от «ВЭБ.РФ», которая предполагает развитие системы горэлектротранспорта.
Действительно, в прошлом году сообщалось, что Барнаул принимает участие в конкурсе, победа в котором может сулить беспрецедентное обновление системы горэлектротранспорта. Тогда речь шла о вложениях на 17 млрд рублей по первому сценарию и 22 млрд рублей – по второму. Однако на данный момент неизвестно, осталась ли эта программа под патронажем «ВЭБ.РФ». Конкурс должен был завершиться до начала 2020 года, а недавно стало известно, что Минтранс РФ принимает участие в разработке весьма похожего федерального проекта, в который также могут включить Барнаул. В связи с этим непонятно, откуда и когда барнаульскому транспорту ждать денег.
Тем временем в Барнауле вскоре появится программа развития транспортной инфраструктуры, которая в том числе предполагает и строительство новых трамвайных путей. По задумке разработчиков, трамвайная сеть к 2036 году должна увеличиться в протяженности более чем на 20 км. К примеру, проектировщики вспомнили о наработках Генплана и задумали строительство разворотного кольца в районе проспекта Красноармейского на улице Мамонтова. Таким образом, существующие трамвайные пути на улице Ползунова с кольцом на Социалистическом будут демонтированы, а на их месте появится бульвар, что войдет в концепцию развития туркластера. Таким образом, в Барнауле может появиться еще одна пешеходная улица, которая будет соединена с уже имеющимся «Арбатом» на улице Мало-Тобольской.
Кроме того, программа предполагает продление трамвайной ветки с другой стороны проспекта Красноармейского, которая пройдет по тоннелю под железнодорожными путями у площади Победы, выйдет на улицу Георгия Исакова до улицы Северо-Западной. Прокладка этой ветви предусмотрена в рамках проекта тоннеля под железнодорожным вокзалом и заложена в план его реконструкции. Правда, сроки реализации, по словам властей, пока туманны, поскольку речь идет об инвестициях в размере примерно 2-4 млрд рублей. Однако в документе указано, что ветку могут продлить до 2025 года. В связи с этим можно привести еще один нерешенный вопрос в проекте общественников о перемычке: для его реализации придется строить трамвайное кольцо на пересечении проспектов Красноармейского и Социалистического.