Крупнейший в России производитель троллейбусов «Тролза», который связывают со спикером Госдумы Вячеслава Володина, остался без заказов. Семейный бизнес влиятельного единоросса трещит по швам?
На заводе «Тролза» в Саратовской области объявлен локаут: 800 сотрудников предприятия и его дочерних структур отправили в вынужденный отпуск из-за отсутствия заказов. Компании необходимо 150-300 млн руб. для пополнения оборотных средств, но эти деньги — сущая капля в море по сравнению с суммой, которую от «Тролзы» через суд требует БМ-Банк. Кредитор хочет взыскать с крупнейшего производителя троллейбусов в России более 1 млрд руб. Как завод, который связывают с семьей спикера Госдумы Вячеславом Володиным, оказался в такой ситуации — в материале «Документов и Фактов».
«Тролза» без троллейбусов
Завод «Тролза» — крупнейший производитель троллейбусов в России с миллиардной выручкой — остался без заказов. Предприятие нуждается в пополнении оборотных средств на сумму от 150 до 300 млн руб., руководство обратилось к властям Саратовской области за помощью в кредитовании. Также «Тролза» предварительно договорилась о сотрудничестве с конкурентом — «Камазом». Но все это «цветочки» по сравнению с иском, который будет рассматриваться в арбитражном суде Москвы 21 марта.
Там пройдут слушания по иску БМ-Банка к «Тролзе». Кредитная организация хочет взыскать с завода более 1 млрд руб. Как пишет издание FreeNews-Volga, это только часть задолженности, общая сумма которой составляет около 5 млрд руб. Как ведущее в России предприятие докатилось до жизни такой и что теперь ждет предприятие? Удастся ли сохранить в Саратовской области производство троллейбусов или на рынке останется только «Камаз»?
У Володина проблемы?
Завод «Тролза», принадлежащий, по слухам, семье спикера Госдумы Вячеслава Володина оказался в тяжелейшей финансовой ситуации практически одновременно с предприятиями, входящими в холдинг «Солнечные продукты». В январе, напомним, несколько заводов объявили о возможности обанкротиться. «Солнечные продукты», контролируемые «Русагро» Вадима Мошковича, также принято приписывать семье Володина. Из-за проблем в холдинге под угрозой оказалось будущее НВКбанка — его тоже приписывают спикеру Госдумы.
Троллейбусы «Тролзы» оказались невостребованными
В общем, складывается впечатление, что кто-то «топит» спикера Госдумы и пытается снизить его влияние. Сообщения о возможной отставке Володина появлялись еще осенью 2018 года. Тогда газета «Версия» писала, что политик за пять лет пребывания в Кремле на должности первого заместителя главы администрации президента (АП) перессорился с многими влиятельными людьми. Его недоброжелателями называют помощника президента РФ Владислава Суркова, первого замглавы АП Алексея Громова, бывшего главу АП Сергея Иванова, братьев-бизнесменов Ковальчуков и других.
«Космический» миллиард «Тролзы»
Задолженность «Тролзы» перед БМ-Банком образовалась в результате целой цепочки хитроумных сделок, первым звеном которой стало заключение кредитных договоров между ОАО «Тушинский машиностроительный завод» (ТМЗ) и Банком Москвы в 2009-2010 годах. Казалось бы, где челноки «Буран», производившиеся на ТМЗ в годы Перестройки, и где троллейбусы «Тролзы»? Но обо всем по порядку.
ТМЗ когда-то был крупным космическим предприятием. В советские годы на нем работали 28 тыс. человек. В 2012 году, за год до банкротства, штат предприятия составлял 1500 человек. В 2017 году интерес к ТМЗ был подогрет тем, что его имущественный комплекс выставили на продажу на Avito за 10,35 млрд руб. Как выяснилось, основная ценность актива — престижный участок земли в Москве. Но об этом чуть позже.
Как пишет FrenNews-Volga, в 2012 году Банк Москвы обратился в суд с иском о взыскании задолженности с ТМЗ на общую сумму 6,5 млрд руб. И тут начинается самое интересное Спустя три года произошла замена взыскателя — вместо Банка Москвы кредитором стало ООО «АРНО» на основании договора уступки права требования. В соответствии с ним, «АРНО» выкупает у Банка Москвы право требования за 4,6 млрд руб. (основное тело задолженности, еще 2,2 млрд руб. составляют проценты), а «Тролза» поручается за «АРНО» на 1 млрд руб.
Здесь стоит сделать отступление и отметить, что учредителями ООО «АРНО» являются аффилированные с группой «Букет» и «Тролзой» организации. В «Букет», контролируемый частично кипрскими офшорами, частично — бизнес-партнером Вячеслава Володина Владиславом Буровым, входят вышеупомянутые «Солнечные продукты». Когда-то акционером «Букета» был и сам Володин, но в 2007 году он продал свою долю.
В 2016 году проблемные активы Банка Москвы перевели на баланс БМ-Банка в связи с присоединением Банка Москвы к ВТБ. «АРНО» не исполнило обязательства по договору цессии, и в результате БМ-Банк пошел решать вопрос в московский арбитраж.
Акции в обмен на трамваи?
Чтобы разобраться в том, зачем структуры, предположительно аффилированные с Вячеславом Володиным, «полезли» в космический бизнес, стоит напомнить о негласном сотрудничестве спикера Госдумы с мэром Москвы Сергеем Собяниным. В 2013 — 2014 годах «АРНО» выкупило пакет акций ТМЗ сперва у Банка Москвы, а затем — у департамента имущества столицы. В результате компания стала обладателем 56,7% акций. Возможно, что Собянин просто не хотел брать ответственность за «загибающееся» предприятие и решил по-тихому его «слить».
Тут на помощь мог прийти Володин. Итогом этого негласного «сотрудничества» (если оно, конечно, было) стал крах некогда ведущего космического предприятия. А в 2016 году в Саратове (Вячеслав Володин представляет в Госдуме родную Саратовскую область) появились списанные из Москвы трамваи. Прослужили они недолго: уже через год их стали утилизировать. Цена взаимодействия с Собяниным?
В позднесоветские годы ТМЗ занимался производством «Буранов»
Есть, впрочем и другая версия того, зачем «АРНО» ввязалось в авантюру с ТМЗ. Как уже было выше указано, производственные корпуса располагаются на земельном участке, который располагает для строительства жилья. Неподалеку расположены Сходненский канал и канал им. Москвы с причалами и всей инфраструктурой. По некоторым данным, участком в свое время интересовалась супруга экс-мэра Москвы Елена Батурина.
В итоге все вышло боком для «Тролзы». А тут завод еще и контракт на поставку в Москву троллейбусов с автономным ходом проиграл, уступив все тому же «Камазу» (входит в «Ростех»). Сергей Чемезов поспособствовал? Цена контракта составляла 6,5 млрд руб. — ровно столько ТМЗ был должен Банку Москвы. Похоже, что бизнес-империя семьи спикера Госдумы переживает тяжелые времена. Уже 21 марта может проясниться, умеет Володин держать удар или нет.