График отпусков на многих предприятиях составляется заранее. Это удобно, прежде всего, для самих работников. Они могут скорректировать свои рабочие и личные планы, и заранее купить билеты и путевки, ведь чем раньше их оплатишь, тем дешевле они обойдутся. Но в жизни может случиться всякое.
В большинстве договоров на оказание услуг по подбору и бронированию тура есть пункт с указанием условий, при которых деньги клиента не возвращаются. Например, что 80 % от стоимости путевки удержится, если клиент откажется от нее менее, чем за два месяца до выезда. Законно ли это?
- Мы купили тур в Италию еще в феврале, тогда одно из агентств, которое является представителем крупного туроператора, выставило на сайте выгодное предложение, - говорит Александр Сергеев. - Но месяц назад мы узнали, что жена беременна. Мы ждали этого события почти четыре года. Врачи настоятельно рекомендуют отказаться от авиаперелетов и резкой смены климата, беременность долгожданная, и у супруги есть некоторые проблемы со здоровьем. Мы решили вернуть деньги, но столкнулись с настоящей проблемой.
Страховки от невыезда, которая при оформлении тура оплачивается дополнительно, у пары нет. В туристическом агентстве им предложили самим перепродать путевки, но заниматься этим супругам некогда.
Конечно, если вы просто передумали ехать, и у вас нет документального подтвержденных оснований для возврата денег, можно попробовать перепродать свою путевку. В этом может помочь и туристическая фирма, которая ее оформляла. Однако и тут полную стоимость вернуть вряд ли получится, придется уступить процентов 20-30 %. В сезон отпусков найти желающих съездить на отдых довольно легко.
- Мы попробовали разместить объявление на одном популярном сайте, нас одолели звонками люди, которые просят номера карты, задают странные вопросы, хотя в объявлении я описал все более чем подробно. На просьбу помочь в поиске покупателя сотрудники турагентства нам отказали. В итоге оказалось, что нам могли просто вернуть деньги, потому что так положено по закону! Когда в фирму обратился наш адвокат, нам вернули 75 % стоимости, обосновав, что оставшаяся часть суммы была потрачена на бронь номера в отеле и билетов на самолет, и вернуть ее нельзя. Мы с этим согласились, но больше в это агентство не обратимся и всех знакомых предупредим о возможных сложностях, - говорит Александр.
В Управлении Роспотребнадзора по Омской области корреспонденту подтвердили, что деньги за путевку можно вернуть без всяких подтверждений и объяснений.
- Потребитель имеет полное право расторгнуть договор на реализацию турпродукта до того, как реализована путевка. Это указано в 32-й статье закона "О защите прав потребителей", - говорит начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Омской области Ольга Екимова. - Гражданину необходимо подать соответствующее заявление в турагентство (место заключения договора) о расторжении договора и возврате уплаченных средств. У нас законодатель говорит о том, что договор расторгается, потребителю возвращаются денежные средства, с учетом фактически понесенных расходов, которые нужно доказать документально. Это не некая утвержденная агентством сумма, указанная в договоре, а реальные расходы.
По словам специалиста Роспотребнадзора, туристу нужно направить в турагентство заявление, в котором указываются причины отказа от путевки, если есть справки или документы, подтверждающие эту причину, можно приложить их копии. Если агентство не хочет возвращать деньги в добровольном порядке или вовсе не реагирует на обращение, нужно обращаться в суд. При этом клиенту не нужно платить госпошлину при подаче искового заявления. Кстати, гражданин имеет право потребовать компенсации морального вреда и штрафа 50 % от суммы иска за отказ о добровольном возврате денежных средств. Турагентству проще в добровольном порядке удовлетворить разумные требования клиента, не прибегая к разрешению спора с помощью Фемиды. Просьба самим искать клиента на путевку - незаконна. Нужно пытаться восстановить свои нарушенные права. Закон в данном случае на стороне потребителя, поскольку он вправе отказаться от договора оказания услуг.
Если человек госпитализирован, не может сам приехать к продавцу путевки, это может сделать его родственник. В этом случае не помешает выписать нотариально заверенную доверенность или хотя бы сделать ксерокопию паспорта клиента.
- В договоре турфирм чаще всего прописываются условия возврата денег и удержание фактических затрат, которые они понесли при оформлении тура: телефонные переговоры, выплаты зарплаты сотруднику, оформляющему тур, и так далее, - рассказала корреспонденту "Омск Здесь" директор туристического агентства "Гранд Вояж" Ирина Артеменко. - Кто-то вносит отдельный пункт "Страховка от невыезда", которая ложится на плечи клиента и якобы гарантирует ему возврат денег. Может быть прописано и условие возврата определенного процента стоимости в случае болезни или другой уважительной причины. Чем ближе к дате выезда день, когда клиент решил отказаться от поездки, тем меньше будет сумма, которую он сможет вернуть. Однако фирмы, которые дорожат своей репутацией и заботятся о том, чтобы клиент снова обратился за путевкой, всегда найдут компромиссное решение, не доводя дело до суда.