Некогда компания-«любимец» Смольного, оставшаяся практически без подрядов, может начать модернизацию «Северной верфи» по заказу Объединенной судостроительной компании. Георгий Полтавченко «своих» не забывает?
«Любимец Смольного», как когда-то называли компанию Блиадзе, оказался на грани разорения и практически без подрядов после отставки Георгия Полтавченко с поста губернатора Петербурга. Теперь у «Пилона» появился шанс в виде подряда на модернизацию «Северной верфи» от Объединенной судостроительной компании (ОСК), совет директоров которой с прошлого года возглавляет Полтавченко. Об этом сообщил корреспондент «Документы и Факты».
Недавно налоговики потребовали признать банкротом петербургское ЗАО «Пилон» Мевлуди Блиадзе. Крупнейшая мостостроительная компания на северо-западе России, фигурировавшая в скандале с «распилом» бюджетных денег в преддверии чемпионата мира по футболу, задолжала более 100 млн руб. налогов.
Банкротство подрядчика?
Несмотря на налоговые претензии ФНС к компании «Пилон» почти на 100 млн руб., ее владелец Мевлуди Блиадзе сдаваться не намерен. При этом бизнес идет по наклонной, в чем сознается сам предприниматель. По его словам, в Санкт-Петербурге исчезает мостострение. Хотя, если задуматься, в действительности Блиадзе, некогда щедро одариваемый выгодными подрядами, просто жалуется на отсутствие госзаказов.
«Во–первых, уменьшается число заказов. Раньше одновременно строили и КАД, и ЗСД, и городские инфраструктурные объекты. Есть вопросы к ценообразованию — при рыночной экономике не может быть государственного регулирования цен», — отмечает коммерсант. Сейчас «Пилон» ведет всего четыре небольших проекта: два путепровода на Таллинском шоссе, капремонт стенки набережной реки Ждановки и Банковского моста.
Спасательный круг компании Блиадзе может бросить ОСК, которую с прошлого года возглвляет бывший петербургский губернатор Георгий Полтавченко. Когда последний работал в Смольном, с подрядами у «Пилона» было все хорошо. Вот и сейчас, по слухам, некогда крупнейшему подрядчику Петербурга может достаться многомиллиардный тендер на строительство эллинга на «Северной верфи». С предыдущим победителем конкурса, «Метростроем», ОСК решила расторгнуть контракт из-за срыва сроков.
«Распил» перед мундиалем
Бизнес Блиадзе идет под откос уже достаточно давно, и дело здесь не только и не сколько в отсутствии заказов. Более того, это скорее следствие правовой нечистоплотности, которую приписывают «Пилону». И это еще мягко сказано. В в мае 2017 года издание The Moscow Post писало, как сотрудники ФСБ пришли с обысками в офисы «Пилона», который был генеральным подрядчиком строительства путепровода в преддверии ЧМ-2018, и Дирекции транспортного строительства.
Расцвет бизнеса Мевлуди Блиадзе (на фото) пришелся на период правления в Петербурге Георгия Полтавченко
Контракт на строительство путепровода с «Пилоном» стоимостью 11,5 млрд руб. был заключен в конце 2013 года. Развязку подрядчик строил к чемпионату мира по футболу, который Санкт-Петербург и другие российские города приняли в 2018 году. По некоторым данным, при заключении контракта не совсем корректно — разумеется, в сторону увеличения — была рассчитана стоимость конструктивных элементов транспортной развязки. В частности, речь шла о стоимости работ по устройству пилонов и вантовых систем объекта.
В итоге часть принятых и оплаченных заказчиком работ не была выполнена. Кроме того, подрядчик пошел на замену некоторых работ на более дорогие. Разумеется, без достаточного на то основания экспертов и внесения соответствующих изменений в проектную документации.
Стоит отметить, что с высокой вероятностью «Пилон» бы не получал многомиллиардные подряды, если бы бывшие руководители городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры (ему подведомственна Дирекция транспортного строительства) не работали в фирме Блиадзе. Руководит «Пилоном» Владимир Дедюхин, который ранее занимал пост заместителя Игоря Албина, когда тот возглавлял ликвидированное впоследствии Министерство регионального развития РФ. Неудивительно, что компания Блиадзе всегда была на хорошем счету у правительства Санкт-Петербурга. Неофициально «Пилон» даже называли «любимец Смольного».
В 2015 году компании досталось госзаказов от Смольного на 12,2 млрд руб. После этого суммы были значительно скромнее. Всего в период с 2013 по 2016 год подрядчик заключил с петербургским правительством контракты на сумму, превышающую 27 млрд руб. Ну а после обысков в офисе дела у компании Блиадзе окончательно пошли под откос.
Неспортивное поведение «Метростроя»?
«Пилон» Блиадзе строил и еще один объект к ЧМ-2018 — Яхтенный мост стоимостью почти 2 млрд руб., соединивший Приморский район Санкт-Петербурга со стадионом «Газпром-Арена» на Крестовском острове. Эта стройка также не обошлась без скандалов. Подрядчик не получил 285 млн руб. от ассоциации «Открытое пространство», созданной крупнейшими дорожными подрядчиками Санкт-Петербурга для возведения объекта за счет собственной прибыли.
Задолженность образовалась из-за того, что контролируемый Смольным «Метрострой» не заплатил ранее утвержденный взнос. В результате компания задолжала ассоциации 285 млн руб., которая в итоге не могла рассчитаться с «Пилоном». Компания Блиадзе даже готовилась подать иск в суд вместе с «Открытым пространством» на «Метрострой».
«Распил»-арена?
В 2016 году, когда стало очевидно, что строительство арены для ЧМ в Санкт-Петербурге выбивается из сроков, Смольный расторг контракт генподрядчиком — компанией «Инжтрансстрой-СПб». Вскоре на стройке появилась новая компания — тот самый «любимец Смольного» «Пилон». Как заявлял депутат заксобрания северной столицы Борис Вишневский, тендер был декоративным, а победителя все знали заранее. Впоследствии издание «Строительство.Ru» писало, что «Пилон» мог уклоняться от работы.
«Пилон» поучаствовал в строительстве и «Газпром-арены», и путепровода к ней
Еще одним генподрядчиком «Газпром-арены» был вышеупомянутый «Метрострой». Компания также оказалась опальной. В январе этого года стало известно, что правительство Санкт-Петербурга расторгнет все контракты с этим подрядчиком. У компании были четыре действующих договора, среди которых зеленая, фиолетовая, коричневая и оранжевая ветки метрополитена.
Закат видных в последние годы петербургских подрядчиков происходит спустя несколько месяцев после отставки с поста губернатора Георгия Полтавченко. Его преемник Александр Беглов начал зачистку на рынке? Вот только Полтавченко не так прост, как кажется, и, похоже, не забывает «своих» людей. Удастся ли ему «прикрыть» Блиадзе?