В СМИ появились сообщения, что Минэкономразвития собирается оценить влияние российских законов на бизнес. Как это будет и что это даст? Пытается разобраться корреспондент «Документы и Факты».
Как сообщает РБК, Минэкономразвития собирается оценить действующие в стране нормативно-правовые акты, а точнее оценить их влияние на бизнес. МЭР подготовило проект плана проведения оценки фактического воздействия (ОФВ) законов. В этот план (с ним удалось ознакомиться изданию) включено 20 проектов, которые будут оцениваться в течение следующего года.
Отмечается, что для оценки влияния на бизнес были выбраны нормы, которые, как считают в министерстве, являются наиболее значимыми. Вскоре проект могут рассмотреть на правительственной подкомиссии, которую возглавляет Максим Орешкин.
Что это даст?
Законы, к сожалению, не всегда приносят реальную пользу бизнесу. Например: автор закона говорит, что в отрасли все отлично, а вот бизнес среда говорит обратное. И каждый говорит это, учитывая свое понимания ситуации. Получается, что объективной оценки происходящего и нет, поскольку обе стороны являются заинтересованными.
Сообщается, что механизм ОФВ может состоять из нескольких этапов: сначала закон проверяет на достижение целей ответственное ведомство, потом свое мнение представляет бизнес, а уже после экспертное заключение дает Минэкономразвития.
РБК отмечает, одними из первых под «оценку» попадут поправки в закон о торговле 2016 года. Сами поправки должны помочь в формировании прозрачности рынка, должны обеспечить конкуренцию, защитить интересы российских производителей и т.д. И оценить реальное влияние этих поправок на бизнес сможет ОФВ.
Закон о регулировании алкогольной продукции могут «оценить»
Еще могут оценить «реальное» влияние на бизнес закона о регулировании алкогольной продукции. На данный момент российские регионы могут применять дополнительные ограничения при продаже алкоголя, при этом ограничения являются дополнением к тем, что существуют на федеральном уровне. Однако данные меры могут привести не к уменьшению потребления алкогольной продукции, а к серьезным издержкам для бизнеса.
При этом отмечается, что подобная «оценка» проводилась с 2012 года. Вот только относилась она к приказам ведомств, а федеральные законы и региональные постановления под это не попадали.
Могут попасть под «проверку» и экологические инициативы.
Некоторые экономические эксперты считают, что данный план по оценке влияния законов на бизнес может принести хороший результат, только для этого должны быть учтены некоторые нюансы. Например: сам план и критерии оценки (если они вообще будут) должны быть четко определены, а оценка должна быть максимально объективной и не отвечать интересам только одной стороны.
Некоторые представители бизнеса тоже относятся к данной «идее» вполне положительно. Оценка влияния законов на бизнес может помочь избавиться от «неэффективных» нормативно-правовых актов или изменить их.