Алтайский государственный университет в очередной раз займется реформированием системы образования. На заседании ученого совета 29 декабря ректор опорного вуза Сергей Бочаров доложит об утверждении плана мероприятий по образованию внутри АлтГУ института гуманитарных наук. Об этом говорится в повестке заседания, опубликованной на сайте университета. Между тем преподаватели, которые работают в вузе не один год, на условиях анонимности рассказали «Толку», почему слияние может привести к «краху высшей школы», а классический университет превратить в «комок по выдаче дипломов».
Как объяснили работники вуза, в новое направление объединят пять институтов: массовых коммуникаций, социологии, психологии, педагогики и дизайна - они ранее были образованы из факультетов. Дорожную карту слияния уже представляли на ученых советах. Изначально в объединенный институт должен был войти и исторический факультет, но 22 декабря руководство АлтГУ на встрече с коллективом сообщили, что его пока не присоединяют, он якобы запустил собственную программу изменений. Педагоги не исключили, что тему слияния подразделений в крупные образования опробуют на гуманитарном институте, а затем распространят на другие. В коллективе считают, что истфак в итоге присоединят к этому институту, а затем на пути изменений могут оказаться и факультеты естественных наук.
По данным инсайдеров, на должность руководителя гуманитарного института рассматривается кандидатура заведующей кафедрой культурологии и дизайна Ларисы Нехвядович. Как заявили собеседники издания, она - достаточно удобный руководитель для администрации вуза. При этом официальное обоснование реформы от руководства вуза, которую оно презентовало коллективу, – усиление междисциплинарных связей, развитие исследовательской работы на новой площадке.
Между тем преподавательско-профессорский состав видит в этом и другие причины. По словам педагогов, первая – необходимость финансовой оптимизации при сокращении дополнительного (коммерческого) набора на направления. «Руководство вуза понимает, что поступление на допнабор будет сокращаться. А оно будет. И из-за падения доходов населения, и из-за того, что многие дети стали поступать в колледжи, не прельщаясь дорогостоящим обучением в вузе, и из-за того, что АлтГУ ввел так называемое ядро – систему образования, при которой два года все студенты учатся общим дисциплинам, и только другие – специальности. Представьте, как за два года можно выучить специалиста», – пояснил сотрудник классического университета. Также оптимизация, по мнению работников вуза, поможет пополнить бюджет: администрация классического университета якобы получает бонус при бюджетном маневрировании.
Вторая причина, по словам одного из инсайдеров, заключается в том, что руководство вуза, возможно, видит потенциал как раз в системе «2+2». Идея нового стандарта в том, что первокурсник выбирает общее направление, где объединены, например, специальности реклама, PR, журналистика, медиакоммуникации. И первые два года весь поток, в который входят будущие журналисты или пиарщики, учится по одной программе, изучая одни дисциплины. «Общий набор дисциплин, где будет много физической культуры и какого-нибудь патриотического воспитания. А русского языка и литературы практически не будет. Нормально? Не нормально», – отреагировал источник в вузе. При этом через два года у студента опять будет право выбора, по какой специальности ему продолжать обучение. «Да, есть проблема, что дети приходят и к третьему курсу понимают, что зря поступили на какое-то направление. При переходе на новый стандарт они смогут поменять направление», – говорят преподаватели.
С другой стороны, они разводят руками и не понимают, как студенты это поймут, если два года все будут изучать одинаковые предметы. По их мнению, переходить можно только внутри объединенных групп. Гуманитарий не сможет перейти в естественные науки и продолжить там обучение. Преподаватели также отметили - из-за того, что вместо факультетов будет группа специальностей, непонятно, как потом будут распределять по всем направлениям бюджеты и нагрузки на преподавателей. «Условно к концу третьего курса все студенты решат пойти на регионоведение, а на другие направления не пойдут. И что делать преподавателям? Они потеряют нагрузку? И как это прогнозировать?» - задались вопросом в вузе. «Мы теряем любые – даже среднесрочные – горизонты планирования, в том числе по рынку труда в целом. А вуз, улыбаясь, не реагирует на это», – заявил еще один педагог.
Третья причина, почему руководство вуза, вероятно, идет на этот шаг, как сообщил сотрудник одной из кафедр, – переход на удобную в финансовом и кадровом смысле цифровую модель образования. Но он подчеркнул, что на этом пути много подводных камней. «В итоге под флагом создания цифровых вузов может произойти полное уничтожение старой системы образования», – рассказал преподаватель опорного университета. «Они зашли в цифровую образовательную среду. Есть вузы-партнеры, которые разрабатывают дистанционные курсы. Наш вуз заключает договор, оплачивает этот курс и по нему учится весь поток», – объяснил собеседник.
Таким образом, студенты получат дистанционную модель образования, создание которой стимулировала пандемия. Они будут заходить на единую платформу, проходить учебные блоки и также дистанционно сдавать зачеты, экзамены, получать сертификат. «По факту это получается «комок по выдаче дипломов». Нет реальных коммуникаций, нет адаптации образования под региональный рынок труда. Нет адаптации образовательного процесса под индивидуальные особенности студента. Все сугубо шаблонно и трафаретно», – дали мрачный прогноз сотрудники АлтГУ.
Они также высказали опасение еще по одному поводу. Руководство вуза на встрече с сотрудниками заявило, что никого сокращать не будут. Однако источники в университете уверены, что увольнения неизбежны. «Они не сократят, они просто не объявят конкурс», – отметили преподаватели. Кроме того, согласно проекту, может остаться 12 кафедр вместо 19. Поэтому не ясно, что делать преподавателям, которые останутся без нагрузки, если все студенты вдруг не захотят идти на социологию, а предпочтут медиакоммуникацию. «Потери будут на каждой кафедре», – поделился переживаниями работник одной из кафедр АлтГУ. По прогнозам его и коллег, коллектив будущего университета может потерять до трети своего состава. Из-за того, что никто не знает, сколько студентов выберут ту или иную специализацию, заключать контракты с преподавателями можно будет на год, не более, предположили спикеры.
Еще одним негативным последствием оптимизации педагоги видят возможный крах качества образования. «С учетом того, что появится так называемое «поточное ядро», и студентам будут два года читать не специализированные для профессии курсы, а сугубо конъюнктурные, надуманные, то произойдет и понижение качества профессиональной подготовки», – объяснили они. «Идет оптимизация и дебилизация высшей школы образования. Тут только «в ладоши аплодировать». Люди не нужны. Будут пустые корпуса, которые можно сдать в аренду, будет приемная для абитуриентов, а в соседнем кабинете станут выписывать дипломы. Есть могильщики высшего образования, но их уже не особо интересует, что будет после них», – заключили преподаватели.
Отметим, что о возможной реструктуризации в АлтГУ в 2021 году говорил и экс-руководитель института массовых коммуникаций, филологии и политологии Сергей Мансков. Ранее он рассказывал, что когда семь лет назад объединяли несколько факультетов в один, не обошлось без потерь. «Если у меня спросят: «Сергей Анатольевич, чего вы боитесь?» – я отвечу, что боюсь реструктуризации. Я ее пропустил через душу, через сердце, через тело. Когда несколько филологических кафедр слили в одну, ушли выдающиеся люди. Я боюсь, что после Нового года начнется реструктуризация, когда куски «тела» будут отрывать и раскидывать», – констатировал Мансков.