Высокоскоростная магистраль Челябинск-Екатеринбург еще не построена, а уже привлекает внимание российских СМИ: амбициозный проект оценили в сумму более 360 млрд рублей. Кто будет финансировать? Когда строительство окупится?
Столица Южного Урала может удивить не только метеоритами и заводами. В Челябинске должна появиться к 2024 году Высокоскоростная магистраль Челябинск-Екатеринбург, исумму даже уже приблизительную рассчитали. Все вроде хорошо, вот только компании российские не так уже и охотно в проект вкладываются. Огромной очереди из инвесторов не видно, однако они все же есть. Но обо всем по порядку. Корреспондент «Документы и Факты» постарался разобраться, что такое ВСМ Челябинск-Екатеринбург и с чем это «едят».
100 миллиардов, 200 миллиардов, 300 миллиардов…
Сообщалось, что строительство может обойтись в сумму около 165 млрд рублей, однако сейчас речь идет уже о 360 млрд рублей. СМИ писали, что первоначально сумма была рассчитана по параметрам 2015 года. Не плохой перерасчет, не так ли?
Планировалось, что финансирование будет осуществляться при помощи данных источников: федеральные гранты, инвестиции в капитал и займы. Было даже создано предприятие «Уральская скоростная магистраль». Её участниками стали представители бизнеса, Челябинская и Свердловская области.
К чему приведет Бориса Дубровского тяга к дорогам?
Активно продвигает проект губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Тот самый, в отношении которого Федеральная антимонопольная служба (ФАС) недавно дело завела дело. На сайте ФАС сообщается, что дело возбуждено в связи со сговором «на торгах при проведении аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение ремонта автомобильных дорог Челябинской области». На 29 аукционах победителем становилось АО «Южуралмост». ФАС нашла нарушения антимонопольного законодательства при проведении данных аукционов. Может быть, у Дубровского тяга к дорогам? Вот и ВСМ местную он так активно продвигает. Может тоже тяга?
Инвестировать непереинвестировать
Поговаривают, что полная окупаемость проекта может произойти к далекому 2034 году. Будут ли инвесторы ждать?
Отмечается, что магистраль внесет свою лепту в ВВП: вклад составит приблизительно 2,3 трлн рублей. Эксперты полагают, что к 2034 году валовой региональный продукт областей ждет прирост. Среди участников хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль» у нас есть: Свердловская и Челябинская области, компании «РВМ Капитал», ЧТПЗ и РМК.
Еще в феврале губернатор Челябинской области подписал соглашение об инвестициях предприятия «РВМ Капитал» в предстроительную подготовку с главой совета директоров «РВМ Капила» Сергеем Орловым. Что же это за компания? Оказалось, весьма загадочная. Известно, что она «связана» с РЖД, поскольку они пересекаются по ряду проектов.
На сайте компании есть перечь того, чем она «интересуется»: инвестиции в недвижимость, антикризисное управление, венчурные инвестиции и т.д.
Интересно, что Орлов возглавлял представительство компаний сына Якунина, однако в 2009 году они перестали работать вместе. Позже, уже во времена «РВМ капитал», один из фондов под управлением УК «РВМ капитал» стал инвестировать в гостиничные сети Андрея Якунина.
Среди инвесторов есть и РМК. Глава РМК – Игорь Алтушкин. Чем известен? В Челябинске он знаком многим. Именно Русская медная компания взяла кредит на строительство Томинского ГОКа. Того самого, против которого выступают горожане, петиции подписывают и пытаются дойти до президента. Местные жители хотят «спасти» город от «вредного» ГОКа.
В далеком 2010 году предприятие упоминалось в рамках дела о возврате НДС за несуществующие поставки лома цветных металлов. Тогда представитель РМК говорил, что компания не имеет никакого отношения к делу. Просто предприятие, которое было заподозрено в неуплате налогов, являлось только поставщиком для РМК.
Примечательно, что среди инвесторов теперь еще упоминается и Магнитогорский металлургический комбинат. Его бывший генеральный директор – Борис Дубровский.
Вот такие инвесторы и вот такой проект. Интересно, состоится ли строительство в срок? Не пожалеют ли инвесторы о своем решении? Окупится проект? И что вообще выйдет из этого амбициозного строительства при таких составляющих? Пока известно только одно, мы еще не раз услышим о Высокоскоростной магистрали Челябинск-Екатеринбург до начала строительства.