22 апреля врио главы Республики Алтай Олег Хорохордин встретился с начальником Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Александром Грицаем и обсудил с ним анонсированный план строительства железнодорожной ветки из Бийска до Горно-Алтайска. Пока целесообразность этой идеи не до конца очевидна для сторон, следует из сообщения республиканского правительства.
Олег Хорохордин считает, что целесообразность реализации этого проекта требует детального изучения с социально-экономической точки зрения. Также необходимо провести замеры и расчеты, которые, по словам врио главы региона, планируется актуализировать вместе с РЖД. «Вопрос серьезный, и для принятия того или иного решения важно учесть все детали, посмотреть на прогнозируемые данные по предполагаемому пассажиропотоку и грузопотоку, внимательно изучить общественное мнение», - сказал по итогам встречи Олег Хорохордин.
На данный момент в Республике Алтай налажено авиасообщение с Москвой и другими регионами. В то же время грузы перевозят преимущественно по автомобильным трассам. Новая железная дорога в перспективе позволит отрегулировать цены на уголь — один из главных видов топлива для большинства районов республики. Также реализация проекта поможет увеличить сбыт сельхозпродукции, считают власти. Кроме того, это позволит создать новые рабочие места и сделает Алтай более доступным для туристов.
Отметим, что позиция собеседника Хорохордина - Александра Грицая не приводится, и отсутствует какая-либо конкретика относительно сроков строительства, стоимости, протяженности железной дороги. Возможно потому, что амбициозный проект находится только на стадии обсуждения и предметный разговор пока строить не на чем. На этом фоне интересно, что по данному вопросу Олег Хорохордин пока никак не контактировал с соседним Алтайским краем, который также может быть заинтересован в железнодорожном соединении со столицей Республики Алтай. Впрочем, «два Алтая» традиционно не так уж часто сотрудничают, хотя тренд может переломиться со сменой глав регионов.
Напомним, что Олег Хорохордин с начала работы на посту врио главы пытается реанимировать забытый проект железной дороги Бийск — Горно-Алтайск. В конце марта он встретился с председателем правления ОАО «Российские железные дороги» Олегом Белозеровым. Речь шла о создании рабочей группы, в состав которой должны войти представители республиканского правительства и руководство РЖД.
Впервые идея строительства этой железной дороги была озвучена еще при СССР, но не была реализована из-за распада Союза. Более 10 лет назад реализация проекта также рассматривалась властями, затраты оценивались примерно в 10 млрд рублей. В 2010 году вице-премьер республики Роберт Пальталлер на церемонии открытия регулярного авиасообщения между Горно-Алтайском и Новосибирском вновь заявил, что в 2013 году начнется строительство железнодорожной магистрали Бийск - Горно-Алтайск. «Никто в это не верил, но нам удалось попасть в программу развития железнодорожной сети до 2015 года. И в 2015 году железная дорога подойдет к Горно-Алтайску, непосредственно к аэропорту», - говорил он тогда.
На стадии разработки проекта в 2007 году ОАО «Сибгипротранс» предложило для рассмотрения два варианта дороги. «Катунский вариант» - железная дорога пройдет вдоль реки Катунь по ее правому берегу, и через село Майма выйдет к будущей станции Горно-Алтайск. Длина трассы 122,6 км, стоимость строительства - 10,4 млрд рублей.
«Полевой вариант» - железная дорога пройдет по левому берегу Катуни на расстоянии около 10 км от самой реки и выйдет к будущей станции Горно-Алтайск, минуя Майму. Длина трассы 115,2 км, стоимость строительства 9,86 млрд рублей. «Сибгипротранс» рассматривает несколько возможных начальных точек трассы, которые находятся на железнодорожной линии Алтайская - Бийск на расстоянии 2 или 15 км от городских кварталов Бийска.
Отметим, что для реализации как первого, так и второго варианта у Республики Алтай попросту нет денег. Доходы в бюджет региона, включая федеральное финансирование, в 2019 году составили всего 20,58 млрд рублей, при отрицательном сальдо в размере 167,8 млн рублей.