Председатель Счетной палаты Алтайского края Виктор Миненок в преддверии майской сессии АКЗС представил тезисы отчета об основных итогах работы надзорного ведомства в 2019 году. Данная информация была предоставлена ИА «Банкфакс» пресс-службой краевого парламентского центра. Как следует из релиза Счетной палаты, в прошлом году было проведено 89 контрольных мероприятий, из них более половины камерально (без выезда на место контроля), что позволило объектам не отвлекаться от выполнения возложенных на них полномочий. В результате ведомство выявило огромное количество финансовых нарушений, в том числе касающихся неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств.
Так, общий объем проверенных Счетной палатой края в 2019 году средств составил 111,8 млрд рублей, из которых 96,3 % – это средства бюджетов всех уровней. В результате контрольных и тематических экспертно-аналитических мероприятий были выявлены финансовые нарушения на общую сумму более 6,6 млрд рублей, в том числе 17,3 млн рублей – нецелевое использование бюджетных средств. Они были обнаружены в ходе проверок в муниципальных образованиях края.
Кроме того, ведомство установило неэффективное использование бюджетных средств на сумму более 1,7 млрд рублей. Как уточнил Виктор Миненок, существенный прирост общей суммы финансовых нарушений во многом обусловлен результатами проверок бюджетных ассигнований дорожного фонда Алтайского края, бюджетных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и на оказание специализированной медицинской помощи.
В Счетной палате отметили, что значительная часть выявленных финансовых нарушений по-прежнему приходится на связанные с формированием и исполнением местных бюджетов. Так, в 2019 году проверки соблюдения целевого использования межбюджетных трансфертов были проведены в Косихинском, Красногорском, Краснощековском, Курьинском, Тальменском, Усть-Пристанском, Чарышском и Шелаболихинском районах. Помимо этого, использование органами местного самоуправления Алтайского края бюджетных средств по отдельным направлениям деятельности было проверено в ходе других контрольных мероприятий.
Как считают специалисты, на сумму выявленных финансовых нарушений оказывает влияние отсутствие в большинстве муниципальных образований края четкого и отлаженного механизма по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. На конец 2019 года в крае было создано всего 13 контрольно-счетных органов муниципальных образований, на 15 мая 2020 года – таких органов стало уже 37 (осуществляют деятельность пока 22 органа). Однако работа по их созданию продолжается и в конце года Счетной палатой ей будет дана оценка.
Миненок также отметил, что в 2019 году Счетная палата продолжила участие в деятельности по предварительному контролю за наиболее крупными закупками региона. Данный контроль производился на стадии, предшествующей размещению закупки в единой информационной системе. В результате ведомство приняло участие в рассмотрении 638 заявок государственных и муниципальных заказчиков Алтайского края, из них по 138 заявкам (21,6 % от рассмотренных) высказаны замечания и предложения. По результатам рассмотрения замечаний заказчиками произведено снижение начальной (максимальной) цены планируемых к приобретению товаров (работ, услуг) на сумму 40,5 млн рублей, что позволило сэкономить бюджетные средства.
Отметим также, что депутат Алтайского Заксобрания Иван Мордовин в своем Telegram-канале привел выдержку из более подробного отчета Счетной палаты, который получили народные избранники. Он указал, что в 2019 году Счетной палатой Алтайского края проведен аудит эффективности оказания специализированной медпомощи в медицинских организациях края. Из отчета следует, что заявленная в краевой программе цель – повышение эффективности, доступности и качества оказания специализированной медпомощи за период с 2014 по 2019 год не достигнута. Так, из 31 программного мероприятия полностью выполнено только 11, остальные – либо частично, либо вообще не выполнены. Из 2617 зданий медорганизаций 631 (24,1 %) требуют капремонта и реконструкции, 53 находятся в аварийном состоянии. В 2017-2018 годах 30 единиц медоборудования общей стоимостью 438,8 млн рублей (41,5 % от общей суммы) введены в эксплуатацию с задержкой. Средняя укомплектованность врачебных должностей на 1 января 2019 года составляла всего 49,6 %.
По материалам проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий проверяемым объектам направлено 313 представлений и 15 предписаний, которыми предложено устранить финансовые нарушения на общую сумму 819,3 млн рублей. В течение года их устранено на сумму 698,8 млн рублей. Устранение оставшихся находится на контроле. Добавим, что материалы всех контрольных мероприятий, содержащих финансовые нарушения, также передавались в органы прокуратуры для рассмотрения и принятия мер. По итогам рассмотрения были приняты меры прокурорского реагирования, в том числе: внесено 32 представления; принесено 192 протеста на муниципальные нормативные правовые акты; в адрес органов местного самоуправления направлено 153 информационных письма; в двух случаях возбуждены дела об административных правонарушениях, по которым назначены штрафы; в отношении двоих должностных лиц применены меры дисциплинарной ответственности. По трем материалам проведение прокурорских проверок продолжается, по остальным – меры реагирования не принимались в связи с устранением объектами нарушений.