Глава ОМК Анатолий Седых дал развернутое интервью одному из ведущих печатных СМИ. Не пытается ли бизнесмен отвести внимание от проблем компании разговорами об успехах и перспективах развития?
Завышенные в несколько раз цены на цельнокатаные колеса (ЦКК), разрыв отношений с «Газпромом» при поставке труб для проекта «Северный поток-2», возможная причастность к «исчезновению» 667 млн. рулей из «Металлинвестбанка» – факторы, играющие против бизнесмена. Как сообщает корреспондент «Документы и Факты» показатели прибыли ОМК не просто упали, они остановились на отметке «минус». Что на этот раз придумает Седых, чтобы выкрутиться?
А фантазия у бизнесмена отменная. В 2018 г., в момент дефицита ЦКК, ОМК предложило железнодорожным операторам поставку колес, возможно, из третьих стран по цене в два раза выше, чем в начале года. Если ранее цена колеса варьировалась в районе 23 тыс. рублей, то Седых «заломил» цифру до 45-50 тыс. рублей. И ведь не откажешься. Других поставщиков нет, а по стране «гуляет» катастрофический дефицит: старые вагоны пришли в негодность, а новые «подковать» нечем.
А губа не дура
Кроме этого ОМК потребовало 3% комиссию и частичную компенсацию транспортных расходов с каждой сделки. То есть сначала компания Седых допустила дефицит ЦКК, а после запросила двойную цену за решение проблемы при содействии поставщиков из Китая.
После вполне ожидаемого возмущения глава ОМК заявил, что дефицит возник не из-за плохой работы компании, а из-за просчетов в планировании заказов. Правда, Олег Белозеров, руководитель РЖД, парировал обвинения Седых: ОМК выполнили план только на 38%.
Анатолий Седых — главный по колесам
При этом Анатолий Седых заверил, что планирует расширить производство ЦКК и вложиться по-максимуму в мощность. Чтобы стать главным поставщиком РЖД, глава ОМК готов был инвестировать 2,3 млрд. рублей. Злые языки говорят, возможно, такой глобальный дефицит ЦКК был создан специально. Выксунский металлургический завод и Нижнетагильский металлургический комбинат, что входит в Evraz, объединили усилия, чтобы не пускать на рынок других поставщиков и продолжать диктовать свои правила.
Но, чтобы поезд поехал, ему нужны не только колеса, но и вагоны и локомотивы. Производством последних занималась группа компаний «Синара» под шефством Дмитрия Пумпянского. Возможно, бизнесмены попробуют объединить усилия и превратятся в главных поставщиков РЖД с завышенными условиями.
Кроме РЖД у Седых значился еще один «богатый» заказчик – «Газпром». Компания заключила договор на поставку труб большого размера для проекта «Северный поток-2». За три года, с 2014 г. по 2017 г. ОМК успела «выплавить» оборудования на 102 млрд. рублей. Но потом «Газпром» разорвал соглашение и обратился к более дешевому поставщику – Загорскому трубному заводу во главе с Денисом Сафиным.
Главное правило – выбирать хороших друзей
В принципе, довольно странно, что ОМК, получила такой «крупный» заказ. Кроме Выксунского металлургического завода в стране есть внушительный список предприятий, которые специализируются конкретно на производстве труб и имеют более мощное оборудование. Может, Седых кто-то помог?
Вообще у бизнесмена хватает влиятельных знакомых. Например, поговаривают, что Седых знаком с главой Челябинского трубопрокатного завода Андреем Комаровым. Правда, про «знакомого» ходят нехорошие слухи про уголовное дело по подозрению в коммерческом подкупе. Также в списке «друзей», возможно, числится Виктор Христенко, бывший руководитель Евразийской Экономической Комиссии. Может Христенко помог главе ОМК получить «жирные» заказы?
Но несмотря на крупные проекты, прибыль ОМК почему-то падает и не просто падает, а уходит в минус.
Если в 2016 г. ОМК еще кое-как держалась на плаву с цифрой — 150 млн. рублей, то в 2017 г. показатели упали до минус 175 млн. рублей. При том, что два главных учредителя: Объединенной металлургической компании: Выксунский металлургический завод и Чусовской металлургический завод — могут похвастать подскочившей прибылью.
Начиная с 2014 г. ВМЗ набирает обороты: к 2016 г. показатели подскочили до 25 млрд. рублей, в 2017 г. выручка составила – 21 млрд. рублей.
Та же история с АО ЧМЗ. К 2017 г. прибыль «вырвалась» из минуса и достигла отметки – 442 млн. рублей.
Почему два главных учредителя буквально трещат от успеха и увеличивают свои финансовые показатели, а ОМК остается «в яме»? В чем же дело? Кризис, недостаточное финансирование, слабые заказы? А, может, средства ОМК регулярно выезжают на новеньких китайских колесах «в надежные руки»?
Да, и по данным Forbes Анатолий Седых живет очень даже неплохо. Состояние бизнесмена на 2019 г. оценивается в 900 млн. долларов. Сумма на 150 млн. долларов выше, чем в прошлом году. Да и игрушки у Анатолия Седых не из дешевых. Например, яхта Hermitage стоимостью 100 млн. долларов.
Откуда берутся такие деньги, если финансовая история ОМК трещит по швам? Вспоминается мутная история с кражей средств из «Металлинвестбанка». Якобы из-за хакерской атаки, исчезла «круглая» сумма, а конкретно – 667 млн. рублей. Средства похитили в процессе рейсового платежа в ЦБ. Но в атаку на АРМ КБР мало кто верит. Значительную часть денег все же вернули, но около 200 млн. рублей так и остались «висеть в воздухе». Ходят слухи, что кража на самом деле – обычный фейк для вывода средств.
Может, кривляния Анатолия Седых и его оптимистичные прогнозы на будущее в беседе с журналистами всего лишь способ отвести от себя лишнее внимание? В частности, показать, что дела в компании ОМК не так уж и плохи. Вот только остались ли еще те, кто в это поверит?