Чьи интересы представляет руководитель Росавиации Александр Нерадько?
Более 185 гектаров земли на окраине Краснодара было изъято из собственности колхоза им. Ленина «для государственных нужд», — сообщают «Документы и Факты». Соответствующий приказ уже подписан руководителем Росавиации Александром Нерадько. Земля будет выкуплена государственным АО «Международный Аэропорт «Краснодар»» (АО «МАКр») и передана ООО «Базэл Аэро». ООО «Базэл Аэро» входит в группу компаний «Базовый Элемент» (ГК «Базэл»), которую связывают с миллиардером Олегом Дерипаской. Предполагается, что «Базэл Аэро» построит на участке новый пассажирский терминал со всей инфраструктурой. Стоимость проекта оценивается в 11 млрд. рублей. Мэр Краснодара Евгений Первышов предположил, что после постройки нового терминала город может стать международным хабом. В таком случае зачем Александр Нерадько привлек к проекту компанию, связанную с изнывающим от санкций Дерипаской?
Мода на спасение Дерипаски?
«Спасать» собственника российских заводов и кипрских офшоров в последнее время среди высокопоставленных чиновников стало модным. То Минпромторг пиво в алюминиевых банках предложат круглосуточно продавать, то Минэнерго разрешит использовать алюминиевые сплавы для изготовления провдки. И все это — для поддержки «Русала», который может стать банкротом под несправедливым гнетом американских санкций.
Может быть, Александр Нерадько тоже решил, так сказать, поддержать инициативу? А что, «Базэл Аэро», как и большинство компаний, связанных Дерипаской, тоже находится в собственности офшорной компании, 100% акций «Базэл Аэро» принадлежит кипрской «ТРАНСПОРТ АМД -2 ЛИМИТЕД».
Несмотря на участие в государственных закупках на общую сумму 46,6 млн. рублей, дела у «Базэл Аэро» идут не то, чтобы очень хорошо. Компания имеет отрицательную стоимость. Всю прибыль компания генерирует, «паразитируя» на федеральной собственности. Так что называть «Базэл Аэро» инвестором можно с большой осторожностью. Не было бы «Международного Аэропорта «Краснодар»» — не было бы и «Базэл Аэро». Ситуацию можно назвать типичной для российской авиации, так что Александру Нерадько не впервой раздавать «казенные земли». Грамотным ли управленцам он их раздает и всегда ли бескорыстно?
Почему Александр Нерадько так «возлюбил» «Базэл Аэро», 100% которой принадлежит кипрскому офшору?
«Баэл Аэро» хотя бы обещает инвестировать в строительство нового терминала. Некоторые «любимчики» Нерадько даже изначально ничего не планируют строить. Например, на строительство 40 аэропортов на Дальнем Востоке было выделено 106 млрд. рублей. После того, как пришла пора отчитываться, оказалось, что ни одного аэропорта так и не построили. Даже полпред президента в Дальневосточном ФО Юрий Трутнев оказался несколько удивлен. Впрочем, вскоре выяснилось, что деньги все-таки просто использовали не совсем по назначению. Но потратили точно на что-то связанное с авиацией. Наверное. Да и все ли? А в «карманах» Нерадько точно ничего не осело?
Эти вопросы так и остались без ответа, но судя по тому, что немногим ранее руководитель ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» Вадим Свечников получил 4 года условно за присвоение 2,7 млн рублей, подчиненные Нерадько «тащат все, что не прибито». Сам же Нерадько за нецелевое использование 106 миллирадов даже выговор не получил.
Миллиард туда, десять сюда…
Именно при Александре Нерадко «посредническая деятельность» Росавиации стала окончательно похожа на хороший такой «бизнес». Тому же Дерипаске не впервой «строить» для нужд Росавиации. Одну из связанных с ним компаний — «Трансстрой» называли главным претендентом на реконструкцию домодедовского аэродрома. Тендер на 15 млрд. был отменен при весьма странных обстоятельствах. Официальной причиной назвали технический сбой, но ходили слухи что Нерадько таким образом хотел выполнить обещание, данное «Трансстрою».
А ведь еще есть государственная программа субсидирования авиаперевозчиков, которую собираются продлевать до 2024 года. Якобы, на эти цели уже нашлось порядка 75 млрд. рублей. В 2017 году на программу было потрачено 3,8 млрд. рублей. Ходят упорные слухи, что доступ к государственным субсидиям получают только авиакомпании, список которых утверждается лично Нерадько. Или,если речь идет о суммах не очень значительных — региональными чиновниками Росавиации. Такие как генеральный директор аэропорта Якутск Николай Местников, арестованный за то, что он якобы обложил данью всех, кто желал вести бизнес на территории аэропорта. Или Валерий Мордань, генеральный директор «КрасАвиа», который, вероятно, брал взятки от представителей компаний, поставляющих технику для красноярского аэропорта.
Находились под подозрением и более близкие к Нерядко чиновники. Не так давно был взят под стражу один из его заместителей — Юрий Малышев. Он, дескать, хотел взятку в особо крупном размере от авиакомпании iFly. Заместитель, вероятнее всего, брал взятку не только «для себя», но и для начальника. Ведь сертификат эксплуатанта iFly был ограничен из-за несоответствия требованиям Росавиации, а глава Росавиации всегда в курсе проблем с крупными перевозчиками.
Правила как средство для наживы?
Банкротством авиаперевозчика, даже крупного, в России мало кого удивишь. Часто удивляет не то, что компании обанкротились, а то, что они вообще смогли получить сертификат эксплуатанта. «Торговля» этими сертификатами тоже входит в сферу интересов Нерадько?
Иначе как объяснить, например, тот факт, что компания «ВИМ-Авиа» полностью устраивала чиновников из Росавиации. А потом — прекратила полеты из-за финансовых трудностей. Причем сделала это настолько внезапно, что на момент ареста воздушных судов на них пассажиры находились. Пришлось всей страной спасать 16 тысяч граждан РФ, крупный был авиаперевозчик.
Хочешь летать? А разрешение Нерадько имеется?
Впрочем, есть и обратные примеры. Иногда Росавиация буквально грудью вставала, не допуская даже мысли о том, чтобы авиаперевозчик получил сертификат. Именно Росавиация блокировала все попытки банковского сектора спасти «Трансаэро». Среди причастных к преднамеренному банкротству называли и Нерадько. Он, якобы, преднамеренно лишил компанию права на 610 миллионов субсидий.
А чего такого? Нерадько обвинялся даже в прямом вымогательстве — так, по утверждению собственника авиаперевозчика Red Wings Александра Лебедева, Нерадько вымогал у него миллионы долларов, якобы, на помощь футбольному клубу «Крылья Советов». Впрочем, впоследствии Лебедев от своих слов отказался. Как, судя по всему, в скором времени начнут отказываться от своих слов те, кто обвинял Нерадько в пособничестве рейдерскому захвату «Внуковских авиалиний» и аэропорта «Домодедово». Тогда фамилии Нерадько и совладельца авиакомпании «Сибирь» Дмитрия Каменщика часто вспоминали рядом с фамилией граждан, по слухам, связанных с ОПГ.
Сейчас Александр Нерадько щедрой рукой раздает миллиарды государственных денег. Как такого человека можно обвинить в пособничестве ворам и бандитам? Никак нельзя. Или можно?