В августе 2021 года прошла финальная сессия Алтайского краевого Законодательного Собрания VII созыва, на которой были приняты последние законопроекты и подведены краткие итоги пятилетней деятельности. Уже 19 сентября состоятся выборы, по результатам которых будет сформирован новый парламент Алтайского края. Не исключено, что будущий созыв сохранит часть прежнего состава, чего и пожелал коллегам на прощание спикер АКЗС Александр Романенко. Тем временем общественность уже ведет дискуссию – насколько плодотворной была деятельность нынешнего парламента и удалось ли депутатам VII созыва оправдать надежды своих избирателей. Мнения опрошенных «Банкфаксом» экспертов разделились: одни остались благодарны парламентариям за конструктивное взаимодействие и полноценную отдачу законодательному процессу, другие напомнили об уголовных делах и скандалах, связанных с нынешним созывом, а третьи заявили, что давно не видели в стенах АКЗС настоящей полемики и достойного противостояния политических сил. При этом каждый пожелал депутатам нового созыва быть лучше своих предшественников.
Александр Суриков, экс-губернатор Алтайского края и экс-председатель АКЗС:
- Я считаю, что на работе любого законодательного органа сказывается время его формирования. Нынешний созыв Алтайского краевого Законодательного Собрания формировался в 2016 году по известному принципу: от партии большинства туда проходили только те, кто был угоден исполнительной власти. Более-менее самостоятельно прошли один-два человека. Поэтому изначально получилось так, что законодатели работали на исполнительную власть, а не на общество. В результате последняя доминировала во всех решениях, а парламент зачастую только поддакивал. Это не соответствует самим канонам парламентаризма. Работа законодательной и исполнительной власти, конечно, должна быть дружной и слаженной, но и критичной по отношению друг к другу и самокритичной к своим действиям, направленным на улучшение жизни общества. Именно этого в работе нынешнего созыва я не заметил - может, не так внимательно следил. Я видел абсолютную послушность законодательной власти по отношению к исполнительной.
Как мне кажется, отбор кандидатов в депутаты в 2016 году шел, скорее, по принципу личной преданности, нежели самостоятельности и чистоты человека. Поэтому неудивительно, что в этом созыве было несколько судебных дел, участниками которых стали парламентарии. А ведь их по списку, и по одномандатным округам выдвигали партии. Значит, политическим силам надо более взвешенно и толково подходить к отбору кандидатов, заранее прогнозируя, что человек может сделать на этом поприще для регионального законодательства и для жителей края. Нужно также понимать, чист ли человек в своих действиях по отношению к обществу, чтобы не было таких неприятных вещей, как уголовные преследования, потому что это дискредитирует работу любого парламента, не только АКЗС. Ведь граждане на это смотрят, и прямо скажем, очень возмущаются такими ситуациями.
Кроме того, я считаю, что депутатам надо быть более критичными к себе, к своим действиям и к предложениям исполнительной власти, независимо от того, требуют они решения законодателей или нет. В первую очередь, в стратегических вопросах. К примеру, взять уже набившие всем оскомину изменения в пенсионном законодательстве. Я понимаю, что такое партийная дисциплина, что такое тесная работа с исполнительной властью, но мне непонятно, почему решение по столь важному вопросу алтайский законодатель принял без всякого практического обсуждения. При этом депутаты знали о статистике, свидетельствующей, что в сельской местности жители Алтайского края мужского пола не доживают до 65 лет. Почему же, одобряя в целом партийный подход - угодить исполнительной власти - не была высказана своя позиция? Было бы справедливо, даже принимая такие изменения, внести коррективы относительно граждан, проживающих в сельской местности. Что же мы автоматически лишили возможности получения пенсии мужчин, живущих в селе? Это первое. А второе – думаем ли мы о нашей молодежи, принимая такие стратегические решения? Ведь если пенсионеры будут работать на пять лет дольше, молодые люди начнут дышать им в спину, требуя освободить рабочие места. Надо же думать о развитии страны, о том, как будет жить будущее поколение. Почему наш законодатель, принимая это решение, даже не попытался высказать свою точку зрения, не то, чтобы проголосовать против?
Еще хотел бы остановиться на обсуждении Стратегии социально-экономического развития Алтайского края, которую приняли на финальной сессии АКЗС. Не берусь судить, нужен ли вообще этот документ в таком виде и формате – до 2035 года – или нет. Меня смущает то, что депутаты, обсуждая его, согласились с тем, что валовый региональный продукт до 2035 года должен вырасти меньше чем в два раза по сравнению с 2020 годом. Китай с 2010 по 2020 годы нарастил ВВП страны в 10 раз, а мы за больший срок только в 1,8 раза, хотя даже следуя нынешним темпам, рост должен быть четырехкратным. То есть мы оставляем Алтайский край слабо развитой территорией еще и в 2035 году. Нужно же было определить реальные точки роста, внимательно посмотреть все варианты, где мы сможем добавить. Я считаю, что представленные в стратегии показатели просто не проработаны. И депутатам, даже принимая этот документ, можно было почесать затылок, подумать над цифрами, более детально пообсуждать. В результате мы фиксируем и даже усугубляем отставание жителей края от других регионов по уровню жизни еще на 15 лет.
Вместе с тем, тактические вопросы, важные для жителей края, в последнее время начали частично решаться. Имею ввиду частичное обеспечение жильем детей-сирот, попытку найти решение по помощи многодетным семьям – и то во многом ситуация сдвинулась только по решению суда. Хотя, как мне кажется, земли в Алтайском крае вполне достаточно, чтобы обеспечить участками многодетные семьи. Поэтому решения должны быть не только тактическими, но и системными. Законодатели должны понимать, что требует общество и в развитии сельского хозяйства, и в росте промышленного производства, и в улучшении уровня жизни людей.
Депутатам нового созыва я хочу пожелать, чтобы они помнили, что избираются в парламент не для того, чтобы кому-то угождать, с кем-то не ссориться, или все время что-то или кого-то хвалить, а чтобы люди лучше жили. Депутат должен служить этому делу и с позиции долгосрочного развития территории и с краткосрочных позиций – это его главная задача. При этом не нужно злословить и, не болтать попусту, а подходить к оценке действий администрации и собственных действий критически – как положено, по-человечески. Думаю, новый созыв это учтет, поскольку сейчас я не вижу такого давления - «избрать только того, кто угоден». Подход стал более демократическим, если его можно так назвать, а скорее – более объективным. Поэтому, возможно, новый депутатский корпус будет относиться более человечно к повышению уровня жизни населения, а значит и к развитию экономики Алтайского края.
Константин Емешин, член общественной палаты Барнаула, медик, блогер:
- Я думаю, что о продуктивности работы этого созыва сказать сложно, поскольку в основном вопросы, которые вносились в повестку сессий АКЗС, - это поправки в тот или другой закон. Как правило, это было связано с нестабильностью федерального законодательства. Я неоднократно обращался к аналитическому отделу аппарата Заксобранияс просьбой предоставить информацию о том, какие конкретные проблемы жителей края были решены депутатами нынешнего созыва. Таких данных у них нет. Но я и сам не заметил, чтобы какие-то проблемы были решены благодаря плодотворной работе нашего парламента.
Единственный законопроект, который мне запомнился за пять лет работы нынешнего созыва АКЗС, - это возможность сохранения льгот для ветеранов села, которые переехали жить в город. Это вопрос был действительно важным, и тот вынес на федеральный уровень депутат Госдумы от Алтайского края Иван Лоор, а не краевые депутаты. В остальном какой-то особо продуктивной работы я не заметил. Вроде какая-то дискуссия в стенах парламента ведется, вроде что-то обсуждают, но толку от этого мало. Оппозиционные фракции все время гнули ту линию, которую им говорят в Москве – сказали проголосовать за бюджет, они поддержали, сказали - против, будут против. А единороссам я лично не раз говорил: «К вам ходить неинтересно. Вам что правительство предложит, вы на то и соглашаетесь».
Как мне показалось, единственными, кто выделялись, были справедливороссы. Руководитель фракции эсеров Александр Молотов – профессионал, который всегда гнул свою линию, хоть и шаблонно. Он позиционирует «Справедливую Россию» как партию социал-демократическую, поэтому считает необходимым предлагать инициативы, большей частью касающиеся поддержки малоимущего населения (выплаты детям войны, предоставление бесплатных земельных участков и пр.), и он эту линию выдерживал. Однако эти инициативы не всегда проходили. Впрочем, перед выборами единороссы спохватились и поддержали идею о помощи детям войны. Но даже тут проблему не решили, а перенаправили ее на федеральный уровень, чтобы с ней разбирались там. Поэтому я видел, скорее, использование парламентской площадки для пиара своих партийных установок.
Фракция ЛДПР больше тяготела к решению проблем предпринимательства, эсеры предлагали социальную защиту населения, коммунисты вообще раскололись – не поймешь, что это за фракция, а «Единая Россия» постоянно восхищалась тем, что в крае сменился губернатор. К слову, губернатор действительно сменился в период работы этого созыва, и он постоянно присутствовал в течение первой половины каждого заседания, чего при прежнем губернаторе Александре Карлине не было. Уверен, что депутаты обрадовались возможности пообщаться с главой региона лично, задать ему какие-то вопросы. Но постоянно говорить ему об этом – необязательно.
В то же время назвать этот созыв каким-то скандальным, даже учитывая количество разного рода уголовных дел в отношении депутатов, я не могу. Подобные ситуации происходят из раза в раз. Это особенность современной системы. Мы привыкли с гордостью говорить о том, что у нас вертикаль власти, но она давно превратилась в вертикаль коррупции. Скажу так - ничего особенного в этом созыве не было.
От нового же созыва я не жду абсолютно ничего. Если бы мы видели настоящие выборы в Алтайское краевое Законодательное Собрание, еще бы можно было о чем-то говорить. Выборы, которые были раньше, постепенно превратились в электоральные процессы, а сейчас они вообще представляют собой искусственную сортировку с использованием политтехнологий. Единственное, что меня порадовало – это то, что на выборах в Алтайском крае в отличие от федеральных, где будет 16 партий, этот список немного подрезали. Это значит, что у жителей региона появился шанс провести в парламент пятую фракцию, помимо тех четырех, что там уже есть, а это точно расшевелит закостенелый политический процесс.
Андрей Ляпунов, начальник информационно-аналитического управления АКЗС:
- Уже на финальной сессии VII созыва Алтайского краевого Законодательного Собрания отметили его главную особенность – он самый продуктивный по количеству принятых законодательных актов. При этом, дело не только в количестве законопроектов, но и в том влиянии, которое оказал на регион наш парламент. Можно обратить внимание, что в целом изменился вектор развития полномочий самого парламента – он стал двигаться в сторону расширения, и влияние его на жизнь региона соответственно увеличилось. Кроме того, я бы отметил, что именно этот созыв смог оперативно откликнуться на особенности времени - ведь практически половина его работы пришлась на экстремальный период пандемии. В результате вся работа созыва была перестроена, и впервые за все время существования представительного органа края депутаты работали в онлайн-режиме. Причем это никак не отразилось на качестве и оперативности принятия решений. Более того, в организации парламентской деятельности появились совершенно новые технологии, открылись совершенно новые возможности.
Давать оценок отдельным депутатам мне бы не хотелось, поскольку все фракции работали в меру своих возможностей. Понятно, что есть фракция большинства, которая больше всех влияла на принятие решений. Но были депутаты и других политических сил. В целом депутаты были заняты организационной работой и помощью избирателям в своих округах, были сконцентрированы на законотворческой деятельности, а также формировали информационное пространство своей публичной деятельностью. Парламент активно работал, поэтому сложно выделить кого-то, разве, что спикера АКЗС, который действительно был лидером во всех отношениях.
Что касается уголовных дел в отношении алтайских депутатов, могу сказать так. Наш аналитический отдел внимательно анализирует ситуацию в области законотворческой деятельности парламентов в других регионах, в том числе Сибирского федерального округа. Разумеется, мы следим и за другими формами проявления парламентов и депутатов. И должен сказать, что уголовное преследование в отношении народных избранников присутствует во всех регионах, и, в какой-то степени, количество подобного рода дел пропорционально численности населения и депутатского корпуса. Такое явление характерно для всех территорий, это объективная ситуация, а не особенность алтайского парламента этого созыва. В предыдущих созывах также были такие факты. Более того, если проанализировать другие системы – управленческие, или хозяйственные – какой-то процент выявления и «очищения», также присутствует. Это характерно и для различных профессий, и социальных групп. Для того и существуют правоохранительные органы, чтобы исправлять человеческие недостатки. В данном случае депутатский корпус ничем не отличается от других. Люди работают, люди ошибаются и их наказывают.
Здесь следует обратить внимание на другую сторону вопроса: депутат - человек публичный, деятельность которого очень активно присутствует в информационном пространстве. Люди ему делегируют свой голос и направляют ему свои пожелания, и естественно, даже единичное негативное проявление в этом контексте получает такой мощный резонанс. Стоит подчеркнуть, при этом, что уголовные дела, которые возбуждают, никоим образом не связаны с самой депутатской деятельностью. Более того, человек именно как депутат мог сделать огромное количество позитивных вещей и для граждан на округе, и в плане законотворческой деятельности, но сам его статус привлекает внимание к таким специфическим вещам. Если обычный предприниматель совершил правонарушение и сел, мы об этом можем даже не узнать. Но если он, при этом, депутат хотя бы сельсовета, и совершил проступок как предприниматель, все будут говорить, что именно депутат нарушил закон. В общем такое явление, безусловно, есть, но оно не связано исключительно с данным созывом.
Как представитель аппарата АКЗС, в работе нового созыва я вижу дальнейшее развитие парламентского центра, применение новых технологий, что позволит депутатам работать еще более эффективно. Сегодня в регионе заложены базовые законодательные позиции. Если вы посмотрите ежегодный доклад о законотворческой деятельности АКЗС, то обратите внимание, что сегодня основной круг нормативных документов уже сформирован и идет творческое развитие существующих направлений. Поэтому будущему созыву предстоит осмысливать то, какие новые аспекты развития региона нужно будет поднимать депутатам. То есть база заложена, но она требует развития, новых идей, прогрессивных мыслей.
Кроме того, я думаю, что в новом парламенте будет много дискуссий вокруг тех или иных задач, позиций, путей их достижения. В нынешнем созыве мы это видели, уверен, что эта тенденция сохранится. При этом парламенту придется ежегодно принимать много базовых ежегодных вещей, без которых регион существовать не может. Это касается и бюджета края, и иных законодательных актов, поэтому с его стороны потребуется много усилий и работы. Видно, что в депутатском корпусе есть понимание реального социально-экономического положения региона и понимание того, что ускоренное развитие ему нужно. Поэтому Стратегия социально-экономического развития региона до 2035 года, которую символично приняли на финальной сессии, может стать определенным прологом к перспективам деятельности нового созыва.
Сергей Ванпилин, глава Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края:
- Я считаю, что нынешний созыв депутатов показал нормальную продуктивную работу. Нам они всегда помогали, в просьбах не отказывали. Обращаться в Заксобрание за этот период мне доводилось не раз. Если возникала какая-то проблема, которую они могли помочь решить, я шел в профильный комитет. Ни к какому конкретному депутату не обращался. Какие у них там фракции – мне все равно, я беспартийный, главное, чтоб помогли.
Как-то сравнить этот созыв с предыдущими я не могу просто потому, что не следил никогда за их работой и не знаю, лучше они были или хуже. Объяснить, почему столько уголовных дел связано с этим составом АКЗС, я тоже не могу. Нас, слава богу, не посадили, а кого там из них судили – не знаю. В любом случае жду от новых депутатов такого же конструктивного взаимодействия.
Юрий Проскурин, руководитель департамента по вопросам внутренней политики правительства Алтайского края:
- Наш департамент плотно работал с депутатами, причем со всеми. Выделять кого-то отдельно я бы не стал. Я присутствовал на заключительной августовской сессии АКЗС и всех парламентариев поблагодарил. В основном наша с ними работа была конструктивной. Конечно, депутаты являются представителями разных политических партий, и не скрою, что у нас случались некоторые разногласия, но сейчас я бы уже не хотел об этом говорить и вдаваться в обсуждение прошлого.
С депутатами я взаимодействую давно и видел разные созывы, в каждом из них было что-то особенное, случались и сложные моменты, и каждый из составов был интересен по-своему. Еще раз хотел бы их всех поблагодарить и надеюсь, что у нас продолжится взаимопонимание и конструктивная работа.
Руслан Демаков, член Общественной палаты Алтайского края:
Мы, как представители Общественной палаты Алтайского края (ОПАК), авангарда общественности, этому созыву Алтайского краевого Законодательного Собрания крайне благодарны. Именно этим депутатам удалось добиться того, что уже давно было во многих передовых регионах России, а именно: внести поправки в Устав Алтайского края и соответствующие отраслевые законы о предоставлении Общественной палате права законодательной инициативы. Воспользовавшись этим правом, ОПАК уже внесла несколько законопроектов на рассмотрение в парламент, и три закона в итоге были приняты именно с подачи Общественной палаты края. Один из них касался ограничения продажи алкоголя – таким образом мы своевременно отреагировали на пожелания жителей Алтайского края о том, чтобы питейные заведения не мешали их благополучной жизни, поставив жесткие нормы по количеству квадратных метров.
Вторая инициатива была продиктована результатами мониторинга мнений инициативных общественников и касалась участия жителей края в местных референдумах с 16-летнего возраста. Наконец, третья инициатива касалась поддержки казачьих объединений в части льготного порядка предоставления им земельных участков. Если бы ОПАК не предоставили такого права, нам пришлось бы в частном порядке обращаться со своими предложениями, к депутатам, к членам правительства. Благодаря же инструменту, который нам предоставил пока еще действующий созыв АКЗС, мы получили возможность делать это напрямую. Даже исходя из этого примера мы считаем, что краевое Заксобрание действовало очень профессионально.
Кроме того, мы с удовлетворением констатировали, что даже в части, не касающейся напрямую общественников, в крае были сделаны серьезные шаги в сторону демократизации процессов управления. К примеру, теперь депутаты АКЗС, которые являются прямыми представителями интересов людей, участвуют в согласовании назначений на ключевые посты экономического в правительстве края. Губернатор на это пошел, и мы всегда были сторонниками данных подходов, чтобы представители правительства были согласованы, это очень важно и конструктивно.
Третий момент – это законодательство об общественном контроле. Благодаря внесенным депутатами поправкам в краевой Кодекс о выборах и референдуме, мы смогли осуществлять наблюдение за выборами в Алтайском крае. Федеральный законодатель нам такое право дал при осуществлении наблюдения на президентских выборах и в Госдуму, а краевой законодатель – на выборах в региональный парламент и органы местного самоуправления. В принципе этих трех кейсов достаточно, чтобы мы с точки зрения общественности говорили, что нынешний созыв АКЗС действовал профессионально и отзывался на потребности жителей Алтайского края.
Тем не менее, развиваться есть куда. В назидание будущему парламенту хотелось бы пожелать, чтобы система работы законодательной власти развивалась так, чтобы услышан был каждый житель района, поселка и даже самого отдаленного уголка нашего края, которые бы транслировали свои пожелания, потребности и идеи через представителей ОПАК на местах, через структурные подразделения крупных общественных организаций. Мы эти инициативы готовы прорабатывать, проводить общественные экспертные площадки и выносить на рассмотрение в АКЗС.
Также хотел бы отметить, что когда мы вносили инициативы, вопросов нам задавали довольно много. Нам бы хотелось, чтобы работа следующего парламента складывалась так, чтобы депутатский фильтр был конструктивным, чтобы нас поддерживали, а не подвергали огульной критике. Мы видели эту поддержку в нынешнем созыве и желали бы, чтобы эти традиции сохранились при работе с другими созывами.
Егор Поломошнов, создатель проекта «Неполитолог»:
- Логичнее всего было бы назвать главным итогом последней сессии и работы созыва принятие стратегии развития края до 2035 года, но возникает вопрос о перспективах такого долгосрочного плана. Пока неизвестно, насколько этот документ жизнеспособен, если о стратегии развития края до 2025-го года, принятой в 2012-м году, уже никто и не помнит.
Если говорить о самых ярких спикерах, то каждая из четырех фракций может похвастаться такими представителями. От «Единой России» я бы назвал и спикера парламента Александра Романенко, и депутата с достаточно острыми высказываниями Александра Траутвейна , от коммунистов это Мария Прусакова, от эсеров - Александр Молотов и Евгения Боровикова, хотя год назад я мог ее назвать лучшим спикером от ЛДПР.
Обращает на себя внимание и довольно большое количество скандалов и уголовных дел в отношении депутатов нынешнего созыва. Насколько я помню, все парламентарии, попавшие под суд по уголовным делам, избирались от «Единой России». Налицо серьезный уровень коррупции. Некоторые депутаты совершали преступления до избрания, а некоторые - уже будучи избранными, возможно, считая, что депутатская «корочка» позволит им избежать ответственности. Я считаю, что без более качественного отбора кандидатов в депутаты уголовные дела в новом созыве неизбежны.
От нового парламента я ожидаю реальной молодежной политики. Только к концу работы того созыва был принят первый закон, обозначивший ее контуры, и направления - от жилья до волонтерства. Ожидаю, что за эти пять лет молодежная политика заработает, и молодежь получит стимулы для того, чтобы оставаться в родном крае. Также надеюсь, что в следующем созыве внедрят практику наказов избирателей кандидатам в депутаты. В соседней Новосибирской области такая практика помогает более тесному сотрудничеству народных избранников с избирателями, так как избиратели ставят кандидату конкретные задачи, которые он должен реализовать.