Западно-Сибирское следственное управление на транспорте СКР прекратило уголовное дело, возбужденное по факту аварийной посадки самолета Boeing 767-300 в аэропорту Барнаула им. Германа Титова. Эту информацию «Коммерсанту» подтвердили в ведомстве. Следствие установило, что предпринятые экипажем действия соответствовали тем нормам и правилам, которые прописаны в инструкциях. Поэтому следствие решили прекратить «из-за отсутствия события преступления», несмотря на наличие пострадавших при эвакуации с борта.
Авиаинцидент произошел 25 сентября 2019 года около 21:00. Самолет, выполнявший чартерный рейс из Камрани (Вьетнам), приземлился в аэропорту Барнаула только со второй попытки. Как рассказывали очевидцы, во время первой лайнер, на борту которого находились 331 пассажир и 10 членов экипажа, несколько раз подпрыгнул на взлетно-посадочной полосе (ВПП), в результате чего пилотам пришлось направить самолет на второй круг. После второй попытки воздушное судно начало трясти, из стойки шасси посыпались искры. В темноте это было воспринято как пожар.
Самолет остановился в пределах ВПП. Возгорание в стойке шасси пожарные локализовали уже в первые минуты после приземления самолета. Экипаж и пассажиры эвакуировались по надувным трапам. Около полусотни человек получили незначительные травмы. «Вы просто не были на борту и не знаете, как это страшно на самом деле. Слава богу, мы живы!» — делились впечатлениями пассажиры. «Посадка была жесткая, загорелось шасси. Паника была поначалу: некоторые женщины закричали, но их быстро успокоили. Один из трапов открылся не полностью, из-за чего некоторые пострадали. Мы все быстро покинули самолет. Я спустился одним из первых», - рассказал другой пассажир.
Генеральный директор аэропорта Барнаула Виталий Архипенко тогда подтвердил, что посадка самолета была совершена со второй попытки. «Рейс прибыл по расписанию, заходил на посадку без отклонений. Но перед самым приземлением командир принял решение об уходе на второй круг. Командир сообщил о не стабилизированном положении воздушного судна, дал газ и ушел на второй круг. Это нормальная практика. Повторный заход был выполнен без отклонений, совершил посадку, во время которой произошло возгорание», - заявил он. Архипенко считал правильными действия командира самолета, принявшего решение об эвакуации. По его мнению, большое число травмированных может быть связано с конструкцией трапов. «Надувные трапы на Boeing 767 довольно широкие, и их покрытие довольно скользкое. Уж так конструктивно выполнено», — сказал тогда он.
После случившегося правоохранительные органы возбудили дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ч. 1 ст. 263 УК РФ). Расследование позже установило, что открытого пламени в стойке шасси не было. По версии следствия, во время пробега по ВПП при торможении заклинило тормозной барабан стойки, что привело к его разрушению и блокировке пневматики. Искрение якобы вызвал вышедший из строя карбоновый диск, установленный на стойку шасси в мае 2019 года во Вьетнаме. Следствие выяснило, что установленные в мастерских Юго-Восточной Азии детали на самолет были сертифицированными.
Никаких вопросов к действиям авиаторов у следователей не возникло: пилоты, по мнению СКР, сработали в четком соответствии с инструкциями. «Определено четкое соответствие фактических действий, предпринятых экипажем Azur Air, установленному алгоритму действий в данной ситуации», — говорится в материалах дела. В ходе расследования инцидента, которое заняло около года, правоохранители пришли к выводу об отсутствии события преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263. В результате уголовное дело было прекращено. Оценку законности этому предстоит дать прокуратуре.
Напомним, что жесткая посадка в аэропорту Барнаула рейса Boeing 767-300, принадлежащего авиакомпании Azur Air, произошла 25 сентября 2019 года. Тогда очевидцы утверждали, что шасси у судна горели, однако позднее оказалось, что это не так, и они просто дымились. На борту было 344 пассажира и 10 членов экипажа. В результате эвакуации по надувному трапу пострадало 64 человека. Оценку действиям экипажа давала Росавиация, а по одной из версий следствия инцидент мог произойти по вине экипажа или из-за некачественного технического обслуживания.