Администрация Бийска подписала соглашение с семью инвесторами, которые в ближайшие годы якобы готовы вложить свои деньги в строительство объектов на базе автотуристического кластера «Золотые ворота» на въезде в город. Сумма инвестиций составит 1,9 млрд рублей, сообщает ТАСС. В то же время наблюдатели по-прежнему скептически оценивают проект, на неэффективность которого уже обратили депутаты Госдумы.
В очередной раз анонсированный приход на площадку инвесторов должен «оживить» туркластер. Администрация Бийска уже подписала соглашения, которые сулят долгострою около 1,9 млрд рублей, об это агентству рассказали в пресс-службе управления региона по развитию туризма и курортной деятельности. Амбициозный проект, о неэффективности которого заявлялось уже несколько раз, судя по соглашению, до сих пор воодушевляет инвесторов.
В туруправлении говорят о том, что некоторые проекты уже реализованы: арт-эко отель «Алтай», ТРЦ «Воскресенье», ТРК «Старый город». Однако «Воскресенье» стало частью кластера задним числом, спустя четыре года после строительства, находясь в 4 км от строительной площадки «Золотых ворот». Не исключено, что и другие проекты могли быть «приписаны». Так, сообщество отеля «Алтай» «ВКонтакте» существует еще с 2012 года.
На данный момент, по информации управления, за счет средств бюджета сформированы съезды к строящимся объектам, планируется строительство дополнительных полос движения. На второй квартал 2019 года запланировано открытие комплекса придорожного сервиса «Горная страна» с кафе и магазином сувениров. Кроме того, в 2019 году начнется строительство торгово- лингвистического комплекса.
Отметим, что мытарства с «Золотыми воротами» продолжаются уже восемь лет с самого момента анонсирования автотуркластера. Первый инвестор ООО «АТК «Золотые ворота», который был готов вложить более 1 млрд рублей, через год сбежал из-за того, что инженерная инфраструктура не была готова вовремя. Практически сразу после ухода власти Алтайского края обвинили его в том, что он начал торговать выделенной ему землей для строительства других объектов, однако в суд подавать не стали.
Для кластера специально была создана управляющая компания, руководителем которой стал депутат-единорос Игорь Степанов. Позднее он сам стал одним из инвесторов проекта, к которому, как уже тогда казалось, многие охладели. Правительство заявляло, что у кластера есть три инвестора, однако двое не приступили к освоению земли, несмотря на то, что должны были сделать это еще в апреле 2014 года. В августе этого же года депутаты бийской гордумы по инициативе того же Игоря Степанова решили в 1000 раз повысить плату за землю в наказание недобросовестным резидентам. С тех пор в кластере наступило затишье до 2016 года, когда один из главных резидентов автодилер «АНТ» не решил заморозить свой проект.
Инвесторы вновь начали разбегаться, однако Игорь Степанов в 2017 году «обнадежил» их, заявив, что вскоре потенциальные резиденты начнут биться за участки. Это выглядело двусмысленно на фоне того, что еще один предприниматель Алексей Саламатов заморозил свое строительство на этапе фундамента.
В начале 2018 года «Золотые ворота» было решено возродить, что ясно по усилившемуся информационному потоку. Такое решение было принято в связи с тем фактом, что к концу 2017 года были введены в эксплуатацию все инженерные сети. Алексей Саламатов спустя два года вернулся к своему фундаменту и продолжил стройку. Также, на данный момент одним из главных резидентов автотуркластера является компания «Гарант», которая пообещала построить торговый центр за 700 млн рублей.
В конце 2018 года стало известно, что в результате нарушения срока сдачи «Золотых ворот», депутаты Госудмы обратили внимание на бийский долгострой и посетят наукоград в мае 2019 года. Председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев говорил: «По данным в документах, которые нам предоставили, значится всего лишь 7 % готовности объектов, строительство которых предусмотрено в рамках создания автотуристического кластера «Золотые ворота». А представители администрации утверждают, что этот показатель равен 74 %».
Примечательно, что глава управляющей компании туркластера Игорь Степанов недавно оказался замешан в скандале. Рекламная компания «Малина», по некоторым данным связанная с его семьей, оказалась должна городу около 2,5 млн рублей за аренду рекламных площадей. Любопытно, что сейчас директором УК «Золотых ворот» значится Елена Степанова, которая также являлась соучредителем все той же «Малины», однако в апреле 2018 года все Степановы вышли из числа официальных собственников компании. Несмотря на это, инсайдеры все равно продолжают называть этот бизнес семейным.
Напомним, что создание автотуристического кластера «Золотые ворота» входит в программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Изначально проект должен был включить в себя четыре объекта инженерной инфраструктуры и 16 объектов туристской (придорожная гостиница, мотель, мини-отели повышенной комфортности, кемпинг с инфраструктурой, комплекс с торгово-бытовым объектом, автомойка, кафе, спортивно-оздоровительный центр и пр.). Общая проектная стоимость трукластера, согласно сводному плану 2011 года, составляла 1,4 млрд рублей, из них 404 млн рублей - средства федерального бюджета и субъекта, а 848 млн рублей – внебюджетных источников. Однако на данный момент в туркластер введено только два объекта, общее же количество успели сократить до девяти.
К 2018 году на территории площадью 40 га должны были построить туристско-информационный и торгово-развлекательный центры, автозаправочный комплекс, станцию техобслуживания, кафе фастфуда, ресторан, гостиницу, кемпинг со стоянкой и воссоздать Бийский острог с пушками. Но фактически на территории кластера на въезде в город стоит только здание автоцентра, законсервированное годом ранее, и ведется строительство придорожного сервиса.
Добавим, что за семь прошедших лет с начала строительства в площадку вложили более 300 млн рублей — 261 млн рублей из федерального бюджета и почти 45 млн рублей — из краевого и местного.