Соцсеть «Одноклассники» и благотворительный фонд сохранения исторического наследия России «Внимание» блогера Ильи Варламова запустили проект «Архитектурный перископ». Это интерактивная карта с исчезающими примерами уникальной архитектуры и зодчества, одним из которых стал барнаульский Сереброплавильный завод. Авторы уверены, что вокруг этого культурного объекта можно создать общественное пространство. Такая возможность обсуждается уже много лет, но работа в этом направлении пока ведется довольно медленно на фоне разговоров о коммерциализации проекта.
Создатели «Архитектурного перископа» решили рассказать о семи исчезающих объектах архитектурного наследия с помощью интерактивной карты, на которой можно ознакомиться с исторической справкой о строении, комментариями специалистов и небольшим видеоэкскурсом. Одним из семи таких исторических примеров, находящихся на грани вымирания, стал Сереброплавильный завод в Барнауле. За Уралом «Спичка» - единственный «экспонат».
По словам авторов, до сегодняшних дней дошло не так много промышленных памятников из числа современников старинного предприятия. Они отметили, что вокруг завода сплотилась команда активистов, которые пытаются облагородить территорию и привлекают внимание к ее исторической важности и ценности. По мнению экспертов, здесь может появиться новое привлекательное общественное пространство. «Меня приятно удивило, что такой потрясающий промышленный памятник находится в самом сердце города, вокруг успел вырасти небольшой лес. Если возродить завод как памятник истории и культуры, дать ему новые смыслы, историческая планировка Барнаула станет понятной и привлекательной. Завод соединяется с Нагорным парком, откуда открывается чудесный вид на Обь, с другой стороны его территория плавно перетекает в ткань центра с домами 18–19 века. Кроме того, не стоит забывать, что Барнаул стал значимым городом на карте отечественных инноваций — именно на здешнем заводе работала знаменитая паровая машина Ивана Ползунова», - приводится в проекте комментарий историка, ученого-москвоведа Павла Гнилорыбова.
«Одноклассники» также выпустили специальный стикерпак с главным героем проекта - «Домиком» причудливой формы. «Стикеры помогут не только ярче выражать эмоции в переписке, но и встроят архитектурную повестку и деятельность благотворительного фонда в ежедневную коммуникацию пользователей. В дополнение, соцсеть выпустила лимитированную коллекцию почтовых открыток с артефактами «Архитектурного перископа», которые будут разыграны в группе фонда», - сказано в сообщении авторов проекта. Одна из открыток посвящена Сереброплавильному заводу.
В последний раз «Спичка» попала в поле общественного внимания после серьезного пожара, который почти полностью уничтожил одно из зданий. Тогда некоторые барнаульцы, переживающие за судьбу одного из символов города, начали высказывать теории о возможном поджоге, обратив внимание, что памятнику долгое время не уделялось достаточно внимания. Эти предположения впоследствии не подтвердились.
Напомним, что в данный момент комплекс Сереброплавильного завода является собственностью компании «Матч» (англ. match - спичка, - прим. ред. ИА «Банкфакс»), основатели которой - сын предпринимателя Нодара Шонии Владислав и племянник основателя сети «Мария-Ра» Александра Ракшина Виталий Денисов. Владельцы объекта не скрывали, что часть земли планируется использовать в коммерческих целях. При этом они подчеркивали, что намерены соблюдать и социальные интересы, в частности, отреставрировать исторические объекты, благодаря чему завод может попасть в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако до сих пор активные работы по восстановлению строения, которое является сердцем барнаульского туркластера, не начались. По большей части это связано с бюрократическими проволочками, связанными с особым статусом «Спички».
В начале 2020 года был принят проект охранных зон для данной территории, который позволил начать разработку документов непосредственно для реновации завода. Недавно в интервью журналу «Свободный курс» соучредитель сети «Мария-Ра» Евгений Ракшин рассказал, что в марте 2021 года планируется возобновить разрешительную работу по проекту, прерванную пандемией. По некоторым предположениям, реставрация может занять более пяти лет.