По слухам, экс-министр транспорта Максим Соколов уже многие годы может лоббировать интересы определенных компаний на строительном и дорожном рынках Северной столицы.
Как сообщает корреспондент ДОФы, вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов предположительно аккумулировал вокруг себя бизнесменов, которые получают контракты на особых условиях. По слухам, при активном участии бывшего министра транспорта коммерсанты освоили десятки миллиардов бюджетных денег из проектов, ставших головной болью для города на многие годы вперед. Вполне возможно, что он действует в интересах бизнесменов Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко. При этом лоббированием интересов определенных структур он может заниматься уже больше десяти лет, ведь до своей работы в минтрансе, Соколов успел поработать в комитете по инвестициям Санкт-Петербурга.
С февраля этого года в комитете по природопользованию Петербурга открыл общественные обсуждения масштабного девелоперского проекта по намыву территорий на северо-западной части Васильевского острова, инициированного ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с московским ООО «Экоскай». Осенью прошлого года право на обустройство территории получил ЛСР, который выкупил участок у «Терра Нова».
Как отмечает «Версия», покупка происходила при весьма странных обстоятельствах: актив «Терра Новы» хотел реализовать «Сбербанк» в связи с большими долгами предприятия. Но первый же анонсированный аукцион, который привлек всех крупных игроков девелоперского рынка Северного рынка, был отменен всего за день до проведения. А потом территория внезапно оказалась во владении ЛСР.
Тогда пошли слухи, что все эти «финты» с аукционом могли проводиться в интересах компании — мол, руку к этому мог приложить Максим Соколов, на тот момент готовящийся к переходу на работу в Смольной. А ведь у него действительно могли быть свои интересы в этом деле: бывший глава Минтранса трудился первым заместителем генерального директора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова.
А потом экс-министр провел встречу с градоначальником Александром Бегловым, на которой они обсуждали работу одного из крупнейших застройщиков Петербурга. И хотя не указывалось, какого именно, многие сложили «два плюс два» — наверняка же речь шла об ЛСР? Ведь компания на тот момент ЛСР уже намывало территории на Васильевском острове.
И вот, в декабре 2019 Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а затем территория в 2020 оказалась под контролем ЛСР. Все это не кажется простым совпадением.
«Терра Нова» в свое время занималась амбициозным проектом «Морской Фасад» на намывных территориях, часть территории которого и отошла ЛСР. Его исполнителем еще в начале нулевых стал холдинг First Quantum, основным бенефициаром которого назывался бизнесмен и на тот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог быть Сергей Матвиенко. После истории с аукционом, Южилин и его именитый партнер получили возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Получается, господин Соколов мог «уважить» и их?
Максим Соколов, возможно, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». Как сообщала «Версия», до этого были и другие проекты, где бизнесмены поучаствовали на выгодных для себя условиях при особой лояльности со стороны властей города, ограничивая возможности инвестирования сторонних компаний — например, Южилину с партнерами достался проект строительства Орловского тоннеля под Невой.
Соколова подозревали в связях и с известными петербургскими предпринимателями Зингаревичами — дескать, не без его участия аффилированная с ними «Лотус Групп» получила контроль над Павловскими казармами. В 2010 году «Лотус Отели» получили историческое здание бывших казарм на Марсовом поле в собственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Позднее факт передачи без конкурса стал предметом проверки ФАС и даже разбирательства в Арбитражном суде, писал «Деловой Петербург».
Стоит отметить, что в свое время в том числе Соколов, трудясь в комитете по инвестициям, а затем в Минтрансе, курировал и многострадальную стройку ЗСД. В результате концессионером и дальнейшим эксплуатантом стала структура, близкая к ВТБ. Изначально последняя заявляла, что проезд по диаметру будет обходиться всего в один доллар, однако сейчас данная стоимость намного больше. И никого это не смущает?
Не так давно Соколов стал вице-губернатором Петербурга по транспорту и, похоже, всерьез взялся за «обустройство» местного рынка в своих интересах. Так, сперва в профильных ведомствах произошли кадровые перестановки — поговаривали, что господин Соколов рассадил на местах своих людей. Кроме того, внушительные подряды стало получать АО «ВАД» — недавно оно выиграло тендер «Дирекции транспортного строительства» на обслуживание объектов в восьми районах Петербурга стоимостью почти в 3 млрд рублей.
Что сказать, если все разговоры о специфике работы господина Соколова верны, то, похоже, себе он не изменяет. Значит ли это, что теперь Петербург будет «поделен» между бизнесменами, которые вероятно близки к экс-главе Минтранса? Сам он, в таком случае, на таком «дележе» может неплохо подзаработать.