С 1 июля в Алтайском крае формально заработала система выдачи жилищных сертификатов для сирот как альтернатива фактическому предоставлению квартир. Однако эта новация, подаваемая чиновниками и депутатами как решение насущной проблемы с очередями, сегодня фактически не действует и пока только вгоняет льготников и органы власти в очередные судебные тяжбы. Об этом пишет «Алтапресс», ссылаясь на решения судов, которые отказываются утверждать мировые соглашения между гражданами и властями с применением сертификатов - это объясняется противоречиями регионального и федерального законодательства. Минстрой заявил изданию, что не видит никаких юридических нестыковок и будет оспаривать выводы судей.
Алтайские сироты рассказали СМИ, что с нетерпением ждали введения жилищных сертификатов, которые должны были решить проблему с многолетними очередями при получении квартир от государства. Соответствующее постановление губернатора после одобрения законопроекта Алтайским Заксобранием было подписано в конце апреля текущего года, а программа заработала с 1 июля. Согласно документу, на сертификат имеют право те, кто уже получил судебное решение о том, что краевое госучреждение «Региональное жилищное управление» (РЖУ) обязано предоставить им жилплощадь. Вместо этого между ведомством и гражданином может быть заключено мировое соглашение о выдаче документа, который фактически может рассматриваться как чек. Однако, как сообщает издание, в судах уже имеются прецеденты отказов.
На текущий момент первые инстанции уже отказали в примирении сирот и РЖУ по шести делам. Одно из них рассматривалось в Железнодорожном райсуде Барнаула. В обосновании утверждается, что замена реального жилья на сертификат противоречит федеральному закону, поскольку в нем не предусмотрено иных форм исполнения государственных обязательств перед данной категорией граждан, кроме фактического предоставления площади. При этом в ряде других регионов подобная мера уже успешно реализуется. Интересно, что уже после того, как программа формально начала работать, депутаты АКЗС задумались о подготовке федеральной законодательной инициативы по устранению этого упущения и закреплению за регионами таких прав. На данный момент неизвестно, завершена ли разработка этого проекта. В любом случае его рассмотрение может состояться уже после выборов, а значит, решение вопроса затянется.
Сами сироты, услышав о первых отказах в получении сертификатов, уже говорят, что пытаются всеми возможными способами затянуть рассмотрение их дел до решения проблемы. Отмечается, что РЖУ также несогласно с позициями судей и подает апелляции.
По данным СМИ, в краевом Минстрое, курирующем работу госучреждения, уверены в легитимности сиротских сертификатов. В ведомстве также подтвердили, что «Региональное жилищное управление» намерено добиться утверждения мировых соглашений в апелляции, в том числе, заручившись поддержкой прокуратуры. В министерстве считают, что порядок предоставления чеков на квартиры, утвержденный в регионе, не противоречит федеральному законодательству. Кроме того, чиновники отметили, что введение такой меры поддержки было рекомендовано следственными органами и прокуратурой, которые, как известно, держат ситуацию с жильем для сирот на особом контроле.
Как бы то ни было, о пользе новации с жилищными сертификатами можно будет говорить после рассмотрения дел в апелляционной инстанции. На текущий момент она сомнительна, поскольку пока суды склоняются к тому, что такая форма поддержки неприменима.
Впрочем, и сама суть квартирных чеков вызывает вопросы в части возможности использования. Согласно порядку предоставления, размер сертификата рассчитывается по следующей формуле: среднюю рыночную стоимость 1 кв. м жилплощади умножают на 33 кв. м. Первую переменную устанавливает Минстрой РФ, а сумма рассчитывается, исходя из цены в квартале, предшествующем подаче заявления на получение выплаты. При этом, к примеру, в первом полугодии 2021 года 1 квадрат в Алтайском крае стоил 40 171 рубль. В связи с этим сиротам положен чек на примерно 1,325 млн рублей.
Схема выстроена таким образом, что получатель должен приобрести жилье площадью не менее 28 кв. м. Речь может идти о первичном и вторичном рынках, в том числе о частных домах. Существует возможность добавить собственные средства, например, из материнского капитала или от ипотеки. При этом запрещается, к примеру, покупать квартиры в аварийных домах. Важное значение также имеет норма, согласно которой сначала недвижимость должна перейти в собственность покупателя-сироты и лишь затем он предоставляет в РЖУ договор купли-продажи, сам сертификат и реквизиты продавца, после чего ведомство начинает проверять соответствие объекта недвижимости своим требованиям. Если все в порядке, то в течение 20 дней средства сертификата должны поступить на счет продавца. Но если квартира не соответствует требованиям, то в выплате могут отказать, при этом договор купли-продажи уже заключен, и как действовать в такой ситуации и продавцу, и покупателю, в постановлении правительства не указано.
К тому же, если рассматривать приобретение жилья только за счет предоставляемых средств, то могут возникнуть проблемы. На сайтах объявлений в Барнауле по заданным параметрам недвижимости стоимостью до 1,325 млн рублей удалось найти только 18 вариантов. Большую часть из них можно назвать «убитыми», некоторые, судя по фото, находятся в зданиях и бараках, которые со дня на день могут признать аварийными. Однако если искать за пределами краевого центра, то, например, в Яровом, Камне-на-Оби или Рубцовске можно найти относительно приличные квартиры и уложиться в 1,325 млн рублей.
В то же время в данной ситуации не будет лишним сравнить сертификат с непосредственным получением жилья, которое закупает РЖУ. Как уже упоминалось, в Барнауле найти квартиру за упомянутую сумму довольно проблематично. При этом само госучреждение может приобрести ее более чем за 2 млн рублей, о чем свидетельствуют последние контракты с поставщиками на портале Госзакупок. С учетом многотысячной очереди перед сиротами встает вопрос о том, стоят ли годы ожиданий судебных тяжб, нескольких сотен тысяч рублей и отсутствия дома. В то же время в других муниципалитетах власти приобретают жилье примерно по тем же ценам, что можно найти на сайтах объявлений. Однако там у заказчика нередко возникают проблемы с отсутствием поставщиков. Например, в начале августа РЖУ разместило 19 объявлений о приобретении квартир для сирот в Новоалтайске, из которых заключением контракта завершится только одна процедура, поскольку в остальных случаях на аукционы никто не подал заявок. Такая же проблема актуальна и для других городов и районов.
Добавим, что данной ситуации также стоит учитывать динамику роста цен на жилье. Так, на второе полугодие 2021 года Минстрой РФ установил среднюю цену 1 кв. м в Алтайском крае в размере 42 666 рублей. При данном показателе объем сертификата формально уже увеличивается до 1,407 млн рублей, но это произойдет уже в следующем квартале.
Тем временем, по данным на середину июля, в Алтайском крае на получение жилья претендует 5967 выпускников детдомов. Некоторые из них стоят в очереди не первый год. 1419 граждан уже имеют на руках решения судов, по которым власти обязаны предоставить им жилплощадь. Они также претендуют на получение жилищных сертификатов, но в текущей ситуации с позицией судов неясно, есть ли от них хоть какой-то толк.
Напомним, что в связи с халатностью властей Алтайского края при предоставлении жилья сиротам СУ СКР по Алтайскому краю возбудило несколько уголовных дел. Ранее бывшему начальнику РЖУ Евгению Котугину было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и ч. 2 ст. 315 УК РФ (злостное неисполнение служащим государственного учреждения вступившего в законную силу решения суда). Кроме того, ведется еще одно уголовное производство о халатности должностных лиц в органах власти региона. Кто является его фигурантами, озвучено не было. Ведется ли оно до сих пор, неизвестно.