Ученые, общественники и эксперты отрасли раскритиковали схему обращения с ТКО от Минприроды Алтайского края

01.11.2021 22:23

Утвержденная Минприроды в сентябре территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами в Алтайском крае была разработана с рядом ошибок, которые усложняют функционирование отрасли и ее развитие. Об этом в ходе круглого стола на площадке «Сибирской медиагруппы» заявили участники рынка, а также научный сотрудник Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН Виктор Резников и глава регионального исполкома «Общероссийского народного фронта» Сергей Войтюк. При этом эксперты также указали на необходимость более активной работы краевого правительства в части проработки конкретных проектов по созданию перерабатывающих мощностей.

20 сентября Минприроды Алтайского края утвердило актуализированную территориальную схему обращения с ТКО. Это основополагающий стратегический для отрасли документ, регламентирующий планы по развитию инфраструктуры отрасли с подробным описанием параметров, а также по ликвидации площадок, исчерпавших свой ресурс. Однако ряд моментов в нем остался не проясненным. Например, местом размещения экотехнопарка, запланированного в Первомайском районе, согласно документу, абстрактно указано село Санниково. Однако на деле площадка для этого объекта – мусоросортировочного комплекса – до сих пор не определена окончательно, несмотря на наличие подходящего участка. Как было отмечено в ходе круглого стола, инвестор и власти муниципалитета готовы вернуться к обсуждению вопроса после того, как он был заблокирован из-за общественных волнений региональным правительством.

Тем не менее, текущая неопределенность схемы в данной ситуации, как и ряд других недочетов, стала предметом критики со стороны экспертов. На то, что она провоцирует больше вопросов, чем дает ответов, указал глава краевого исполкома ОНФ Сергей Войтюк. По его словам, в документе не указано, что расположение возможного экотехнопарка ориентировочное и еще не утверждено окончательно. Также он отметил, что на основе этого в паспорте краевого проекта по комплексной системе обращения с ТКО, опубликованного на сайте алтайского Минэкономразвития, прописаны параметры еще не спроектированного объекта со сроком ввода в эксплуатацию в 2022 году. Войтюк добавил, что из-за этого могут возникнуть недомолвки.

Присутствовавшая на мероприятии замглавы Минприроды Лариса Казанцева отметила, что привязка к населенному пункту условная, и строительство объектов мусорной инфраструктуры на территории поселений запрещено законодательством. Она пояснила, что в будущем территориальная схема может корректироваться на основании принятых решений, а краевая отрасль в этом плане находится в самом начале пути.

Между тем документ также раскритиковал научный сотрудник Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН Виктор Резников. Он попенял министерству на то, как был составлен данный нормативный документ, в котором множество ошибок: нарекания вызывают ряд показателей и формулировок. По словам специалиста, в первую очередь проблема заключается в том, что к его разработке была привлечена не профильная организация, а «Ростелеком». «После анализа территориальной схемы мы выявили море ошибок. Эти все нестыковки, как раз из-за этого происходят. Все это приводит к тому, что мы отстаем по целевым показателям», - заявил эксперт. По его словам, чиновники утвердили сырой документ с множеством ляпов. Виктор Резников напомнил, что в развитии отрасли обращения с отходами Минприроды должно заниматься проработкой стратегии, а Минстрой – ее реализацией, однако на практике этого не видно, и предложения последнего ведомства, по его данным, так и не были отражены в документе.

С этим тезисом согласился Сергей Войтюк. С его слов, министерства должны объединить усилия и создать проектный центр, в котором будут обсуждаться инициативы по созданию объектов в мусорной сфере, в том числе строительству предприятий, связанных с сортировкой и переработкой отходов. Появление таких производственных мощностей предусмотрено нацпроектом «Экология», в рамках которого 100 % мусора к 2030 году должна утилизироваться или перерабатываться. Однако в Алтайском крае до сих пор нет ни одного такого проекта даже на бумаге. По мнению представителя ОНФ, инициатором этой работы должно стать именно Минприроды с привлечением Минстроя, Минэкономразвития и управления по тарифам. Он отметил, что ведомства должны разработать соответствующую региональную программу и обсуждать вопросы с участниками рынка. ««Это рабочая парадигма. Так утрясается вопрос этого пресловутого межведа. Нужен этот интегратор. В регионе должна быть программа с соответствующим наполнением, которая может софинансироваться муниципалами, соответственно, у нас будет претензия на возможность софинансирования из федерального бюджета. Когда никаких мероприятий нет в регионе, с чем можно заявляться и просить федерацию?» - считает Войтюк.

На необходимость комплексного подхода к ситуации также указала заместитель гендиректора по экономике и финансам регоператора Барнаульской зоны ООО «Экосоюз» Мария Кулагина. «Дискуссия намного шире. У нас стоят целевые показатели, определенные национальным проектом. Это та базовая цель, к которой мы должны стремиться. На сегодняшний момент, изучая практику субъектов РФ, сложно найти регион, где в этом направлении не реализован ни один проект. Практически в каждом регионе есть как минимум один, пусть небольшой, но он есть, который находится в стадии реализации либо уже реализован. Мы пока от этого очень далеки», - сказала Кулагина.

С ее слов, в связи с тем, что в 2023 году свой ресурс исчерпает барнаульский мусорный полигон, необходимо проработать сценарии дальнейшей работы в этом направлении, чтобы определить, сколько нужно создать новых объектов, и за счет каких средств. Добавим, что и другие свалки в Алтайском крае также окажутся переполнены в ближайшие несколько лет, хотя Минприроды в этом проблем пока не видит.

Тем временем позицию коллег поддержала директор Бийского регоператора ООО «Спецобслуживание плюс» Олеся Тырышкина, отметившая, что похожие проблемы наблюдаются и на других территориях. Он подчеркнула, что в сложившейся ситуации совместно с властями нужно разработать методологию по решению подобных вопросов, а не заниматься ими точечно. «Все решения нужно принимать координационно. Нужно садиться за общий стол: и Минприроды, и министерство строительства, и Минэкономразвития, и министерство промышленности, и управление по тарифам, и представители краевого правительства, чтобы понимать, как это все-таки будет интегрировано в общей схеме развития нашего региона», - полагает Тырышкина.

Отметим, что на круглом столе помимо Ларисы Казанцевой из Минприроды также присутствовали замглавы Минстроя Александр Котельников, замглавы Минэкономразвития Сергей Крыжановский. На предложения общественности и участников рынка они никак публично не отреагировали.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Круглый стол "Экологическая безопасность промышленных предприятий" состоялся в нижегородском Заксобрании Банк "Открытие" снижает ставки базовым программам ипотечного кредитования Метель и северо-западный ветер ожидается в Нижнем Новгороде 22 ноября Нижегородские компании хотят сотрудничать с Южной Осетией Заболевших COVID-19 за прошедшие сутки не выявлено в 29 районах Нижегородской области

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций