Обслуживающее ТЭЦ Ярового МУП «ЯТЭК» объявило тендер на демонтаж котла № 8, который был выведен из эксплуатации несколько лет назад. По данным портала Госзакупок, на эти цели планируется потратить немногим менее 2 млн рублей. Вместе с тем администрация города более чем за 8 млн рублей готова заказать разработку технико-экономического обоснования системы теплоснабжения муниципалитета, которая обсуждалась во время визита в Яровое делегации правительства Алтайского края в конце прошлого года.
20 января муниципальное предприятие «ЯТЭК» разместило объявление о запросе котировок цен на демонтаж котла № 8. Этот агрегат не функционирует уже несколько лет. На сайте МУПа указано, что он был произведен на Белгородском котельном заводе и введен в эксплуатацию в 1987 году, а законсервировали его в 2015 году. Согласно схеме теплоснабжения города, утвержденной в апреле 2016 года и рассчитанной до 2027 года, в последний раз восьмой котел капитально ремонтировали в 2010 году, и предполагалось, что он прослужит до 2019 года. Очередной капремонт был запланирован на 2017 год, но информации о его проведении нет. Теперь же этот агрегат планируют разобрать. При этом любопытно, что он самый «молодой» на предприятии, и по мощности аналогичен котлам № 9 и 10, которые заработали в 1970 и 1971 годах соответственно. Они с постоянными перебоями обеспечивают Яровое теплом и по сей день. Расчетный ресурс без капремонта каждого из них составляет 30 лет.
По данным портала Госзакупок, на демонтаж максимально выделят 1,873 млн рублей. Подрядчику будет необходимо убрать прямые участки трубопровода, присоединенного к оборудованию, а также полностью разобрать металлические конструкции, кирпичную обмуровку и сам барабан котла. Что будут делать с «останками» оборудования, не известно. В перечне работ не упоминается их вывоз или утилизация. Вероятно, ресурсы сохранят для возможного использования на ТЭЦ. Итоги процедуры закупки должны были подвести 31 января, но в настоящее время ее результаты еще не опубликованы.
Отметим, что в ходе поездки губернатора Виктора Томенко с делегацией правительства Алтайского края в Яровое обсуждался вариант «разморозки» котла № 8. Предполагалось, что его могут вернуть в работу для повышения стабильности работы теплоцентрали. В качестве альтернативы также рассматривался сценарий с установкой нового агрегата. Судя по всему, было решено пойти по второму сценарию. Чтобы уточнить причину демонтажа оборудования ИА «Банкфакс» направило запросы в администрацию города и региональное Минпромэнерго. В частности, редакция намерена выяснить, проводилась ли оценка состояния восьмого котла.
В прошлом году также встал вопрос о необходимости разработки новой комплексной схемы теплоснабжения Ярового. Как сообщали в профильном министерстве «Банкфаксу», в ней планируется предусмотреть строительство и реконструкцию сетей, а также теплоисточника с учетом потребности всех потребителей.
Как следует из данных портала Госзакупок, соответствующий тендер мэрия города объявила 29 декабря – в день визита членов камбина края. Однако 10 января его отменили. На следующий день было размещено новое объявление с идентичным техзаданием и той же начальной максимальной суммой – 8,146 млн рублей.
За эти деньги подрядчик должен будет провести экспертизу состояния ТЭЦ, ее оборудования, выполнить замеры расходов теплоносителя в сетях, сформировать предложения по повышению надежности теплоснабжения и реконструкции теплоцентрали и прочее. По результатам этой работы разработчики определят два варианта дальнейшего развития событий: реконструкцию станции либо строительство нового источника отопления и водогрейной котельной. Для выбранного сценария необходимо подготовить технико-экономическое обоснование, в котором требуется указать стоимость проекта, срок его реализации и экономический эффект, разработать задание на проектно-изыскательные работы. Кроме того, до момента ввода нового предприятия, если такой путь будет наиболее оптимальным, нужно предоставить предложения по временному повышению надежности ТЭЦ.
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 1 февраля, а результаты процедуры подведут 4 февраля. С момента заключения контракта подрядчику на всю работу отводится 95 дней, то есть к маю она должна быть завершена.
Стоит отметить, в настоящее время в Яровом действует вышеупомянутая схема теплоснабжения, рассчитанная до 2027 года. По всей видимости, на фоне многочисленных аварий на теплоцентрали и общей неэффективности системы, связанной с большими энергетическими потерями и высоким перерасходом топлива, она уже не актуальна. При этом ознакомление с документом вызывает вопросы о том, насколько власти придерживались обозначенных планов. К примеру, касательно тех же действующих котлов № 9 и 10 было прописано, что после капремонта, проведенного в 2011 и 2015 годах соответственно, должна была пройти экспертиза их техсостояния. Для девятого этот срок устанавливался в 2019 году, а у десятого - в 2017-м. По итогам обследования планировалось рассмотрение вопроса о дальнейшем продлении ресурса, который истекал в эти годы..
Что касается маломощного агрегата № 7, который в основном используется для подогрева воды в летнее время, но в случае ЧП подключается и к отоплению, то его ввели в эксплуатацию в 1963 году. Среди своих «коллег по цеху» он является самым старым. Его изначальный ресурс исчерпался еще в 1993 году. После проведения последнего капремонта в 2008 году его срок службы продлили до 2019 года. Тогда также должны были провести экспертизу его технического состояния. Проводились ли капремонты трех вышеуказанных котлов в упомянутые сроки и оценивалась ли возможность их дальнейшей работы, неизвестно. Судя по данным портала Госзакупок, соответствующие тендеры в последние годы не проводились.
При этом известно, что в 2021 году Ростехнадзор выявил более 120 нарушений при эксплуатации ТЭЦ, среди которых было и отсутствие экспертизы промышленной безопасности на котлах № 7 и 9 после восстановительных работ, проведенных в результате многочисленных аварий. В июле прошлого года Яровской районный суд удовлетворил иск прокурора и обязал устранить выявленные нарушения, в частности, провести обследование агрегатов в срок до 15 сентября 2021 года, что в итоге выполнено не было. В результате было возбуждено административное дело.
Как ранее заявлял министр промышленности и энергетики Алтайского края Вячеслав Химочка, проведение масштабных работ на станции нецелесообразно, а поддерживать ее в рабочем состоянии планируют за счет текущего ремонта. Также он отмечал, что одним из возможных выходов из ситуации может быть проведение в Яровое газа, которое состоится не раньше 2025 года.
Насколько изменилось отношение правительства Алтайского края к ситуации после поездки губернатора, пока неясно. В конце декабря прошлого года Виктор Томенко подчеркивал, что регион окажет необходимую поддержку городу, в том числе по сохранению МУП «ЯТЭК», которое находится на грани банкротства. На ремонт агрегатов по предварительным оценками может потребоваться 100 млн рублей. Не считая этого, в целом в течение следующих четырех лет для поддержания ТЭЦ в рабочем состоянии может потребоваться порядка 5 млрд рублей, но на какие конкретно цели пойдут эти средства, до сих пор озвучено не было. Еще около 500 млн рублей в год необходимо на закупку дорогостоящего угля. Вероятно, ответы на подвисшие в воздухе вопросы будут даны с появлением новой схемы теплоснабжения.
Напомним, что несколькими днями ранее на ТЭЦ Ярового в очередной раз случилась авария: из строя вышел котел № 10. Предположительно, на предприятии произошел взрыв. Власти Алтайского края и города игнорируют эти сообщения. За несколько дней официальная позиция по ситуации представлена не была. Каким образом сегодня осуществляется теплоснабжение в муниципалитете, неизвестно. Соответствующие вопросы «Банкфакс» обозначил в запросах, адресованных мэрии и региональному Минпромэнерго. Добавим, что по факту нескольких ЧП на станции, произошедших в прошлом году расследуется уголовное дело. Его промежуточным результатом стало отстранение от должности мэра Виталия Самобочего по решению суда. Исполняющим обязанности назначили его заместителя Николая Бачурина. Положение дел МУП «ЯТЭК» усугубляется претензиями прокуратуры, которая требует администрацию города уволить директора организации по причине его участия в работе коммерческих структур.