Занятая весь последний год кадровыми перестановками администрация Каменского района породила непростую ситуацию с дорожным ремонтом в селах муниципалитета. Максимально непрозрачный контракт, заключенный властями еще летом прошлого года и не исполненный до сих пор, создал у некоторых местных депутатов впечатление, что может происходить хищение бюджетных средств. В то же время руководитель подрядчика ООО «ДСУ № 14» уверил корреспондента ИА «Банкфакс», что исполнил большую часть своих обязательств, но не смог завершить начатое из-за странного поведения чиновников.
Аукцион на проведение работ по текущему содержанию автомобильных дорог был объявлен 18 мая 2018 года. Это была вторая попытка найти поставщика — на сайте Госзакупок месяцем ранее был размещен аналогичный аукцион, но желающих в нем поучаствовать не нашлось. Несостоявшимся был признан и второй аукцион, так как на него подал заявку только один участник — ООО «ДСУ № 14». С ним позже и был заключен контракт по начальной (максимальной) цене в 9,77 млн рублей. Заказчиком выступал комитет администрации Каменского района по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и архитектуре, возглавляемый на тот момент Виктором Поповым.
Обращает на себя внимание скудность предоставленной документации на сайте Госзакупок. Ни в контракте, ни в материалах аукциона не указан ни объем работ, ни место их проведения — все это должен был уже на ходу определить заказчик. В распоряжении ИА «Банкфакс» оказались сопутствующие бумаги, из которых становится ясно, что речь шла о проведении ямочного ремонта во всех 13 сельсоветах района. До 30 сентября 2018 года подрядчик должен был осуществить ремонт однослойного асфальтобетонного покрытия дорог на 6572 кв. м и исправить щебеночный профиль основания с добавлением нового материала на площади 11 154 кв. м. Однако по состоянию на 8 августа 2019 года контракт так и не исполнен, о чем свидетельствует соответствующая пометка на сайте Госзакупок.
При этом отдельные главы сельсоветов жалуются, что в их муниципалитетах ремонт не осуществлялся вовсе. К примеру, глава Филипповского сельсовета Алексей Белоусов сообщил депутату Каменского райсобрания Виктору Штраку, что в его селе дорожные работы не проводились, хотя и планировались. Как Штрак рассказал корреспонденту ИА «Банкфакс», Белоусов начал бить тревогу еще осенью 2018 года. Однако в администрации до этого будто бы никому не было дела — чиновников куда больше занимала ситуация с отстранением от должности главы Каменского района Федора Найдена, фигуранта уголовного дела по коррупционной статье, в бытность которого и заключался контракт.
В июле 2019 года Штрак обратился с жалобой в Каменскую межрайонную прокуратуру. По его словам, надзорное ведомство по итогам проведенной проверки якобы нашло подтверждение фактам хищения бюджетных средств района. Однако документальных подтверждений этому у него нет: прокурор будто бы попросил депутата подписать документ, в котором тот признавал, что ознакомился с результатами проверки и не нуждается в письменном ответе ведомства.
После этой встречи Виктора Штрака стали одолевать сомнения. Депутат стал опасаться, что дело замнут. При этом главам сельсоветов якобы стали поступать угрозы, и они впоследствии отказались от своих показаний. В связи с этим народный избранник в начале августа направил обращение в прокуратуру Алтайского края, требуя от руководства регионального ведомства взять ситуацию под свой контроль.
Между тем условия аукциона вызывают вопросы и у самого подрядчика. Руководитель и учредитель ООО «ДСУ № 14» Михаил Филинов рассказал ИА «Банкфакс», что контракт действительно не завершен до сих пор, так как исполнить его оказалось весьма затруднительно: условия слишком размыты, а районные чиновники фактически самоустранились от согласований. «На практике это выглядело так: приезжаем в сельский совет, и его глава рассказывает, какие улицы ему нужно сделать — где-то засыпать щебнем, где-то уложить асфальт. Приступили к работам. Сделали, кажется, в восьми сельсоветах, и отведенные средства в рамках контракта стали иссякать. Другим сельсоветам этих денег просто стало не хватать. Разумеется, их главы стали жаловаться, и мы приостановили работы. Я председателю комитета ЖКХ сказал: «Вот оставшиеся деньги, разбирайтесь сами. У меня контракт с вами, а не с главами сельсоветов. Укажите, что мне нужно доделывать», - объяснил Филинов.
Никакого решения от властей за этим не последовало. Как полагает руководитель компании, чиновники не могут договориться с главами сельских советов, которые настаивают на реализации слишком большого объема работ. Этого, естественно, можно было бы избежать, если бы имелось нормальное техническое задание. Михаил Филинов отмечает, что сама документация контракта не была составлена правильно — согласно ей «ДСУ № 14» могло освоить все 9,8 млн рублей на территории одного сельсовета. «Даже приемку работ порой осуществляли главы сельсоветов. Ну как такое может быть, если заказчиком выступает районный комитет? Доходило до смешного — в одном сельсовете сменился глава, и нам пришлось все переделывать в соответствии с требованиями нового руководителя», - отметил гендиректор фирмы.
По его словам, районный комитет по ЖКХ, строительству и архитектуре, уже имеет полное право разорвать контракт, но этого не происходит. Причина, по мнению подрядчика, - опять таки кадровые изменения. «Им не до этого, они не этим сейчас заняты», - прокомментировал Филинов. Эту же версию событий он изложил и районному прокурору в рамках проверки, инициированной по обращению депутата Штрака.
Отметим, что возглавлявший комитет по ЖКХ на момент заключения и исполнения контракта Виктор Попов после многочисленных претензий в свой адрес от местных депутатов написал заявление об увольнении по собственному желанию в мае текущего года. Также стоит напомнить, что глава района Федор Найден 24 августа 2018 года был отстранен от должности по решению суда на период следствия. Решение было принято в рамках расследования дела по ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности), по которому Найден проходит в качестве подозреваемого.