Telegram-каналы в Алтайском крае обсуждают недавно всплывшие планы правительства по оптимизации и экономии консолидированного бюджета региона на ближайшие пять лет. Отдельные участники дискуссии подчеркивают, что, согласно соответствующему документу, власти собираются скорее бороться с бедностью бюджета, нежели с бедностью самих граждан. Жертвами «оптимизации», как следует из опубликованных бумаг, станут не только налогоплательщики и бюджетные учреждения, но и органы местного самоуправления.
Распоряжение правительства Алтайского края, подписанное губернатором Виктором Томенко еще в августе текущего года, не было опубликовано на офсайте региона. Документ, озаглавленный как «Программа мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края на 2019-2024 год», в открытый доступ выложил краевой Минфин. Программа была утверждена с целью мобилизации доходов бюджетов и оптимизации расходов в крае.
Весь план делится на пять больших блоков: увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов; оптимизация расходов; сокращение государственного и муниципального долга; устранение неэффективных льгот; отмена расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям региональных властей. Действуя по этим направлениям, правительство рассчитывает, что каждый последующий год краевая казна будет получать совокупный эффект в 1,2-1,3 млрд рублей экономии и дополнительных поступлений.
Первые два блока — самые крупные, они содержат в себе длинный перечень мероприятий. К примеру, ради увеличения объема налоговых и неналоговых поступлений в бюджет власти совместно с полицией и налоговиками планируют легализовать теневую занятость населения и так называемые «серые» зарплаты. Также они собираются крепко взяться за граждан, сдающих жилье внаем без уплаты налогов. Тема налогов вообще проходит через раздел красной нитью: налог на имущество планируют взимать по максимально возможной ставке, о чем уже стало известно по итогам сессий гордум Бийска и Барнаула. Также планируется повысить доходность от дорожных и других штрафов. Владельцев незарегистрированного водного транспорта, которые не платят налоги, также собираются «потрясти». Органы местного самоуправления собираются простимулировать к увеличению доходной части местных бюджетов путем составления рейтингов.
Совместно с Росреестром правительство намерено активизировать работу по выявлению земельных участков, которые используются не по назначению. Также власти хотят повысить доходы, поступающие от государственных и муниципальных предприятий, долей собственности в коммерческих предприятиях. В случае чего с долями, не представляющими большой ценности, правительство готово распрощаться. Один из пунктов свидетельствует о том, что власти в целом намереваются избавляться от проблемных активов: доходы от приватизации должны существенно вырасти (в среднем по 100 млн рублей прироста ежегодно). Кроме того, правительство готово поэкспериментировать с развитием курортной инфраструктуры в регионе, о чем свидетельствует последний пункт первого раздела программы.
Второй раздел, повествующий об оптимизации расходов, вызывает даже больше интереса, чем первый. В первую очередь власти собираются установить ограничения на увеличение численности государственных гражданских служащих, а также работников бюджетных организаций. В случае с муниципальными образованиями речь идет о полном запрете. Тема экономии на органах местного самоуправления в селах в целом проходит красной нитью через весь второй раздел. Часть полномочий поселковых администраций будет передана на районный уровень, а администрации райцентров в связи с этим и вовсе перестанут существовать. Один из пунктов прямо указывает на запланированную реорганизацию (укрупнение) муниципальных образований.
Укрупнение ожидает государственные и муниципальные учреждения, загруженные менее, чем на 50 %. Разнопрофильные учреждения (в первую очередь те, что относятся к сфере культуры), собираются переводить в одно здание, уменьшив количество обслуживающего персонала и непрофильных специалистов. Освободившиеся таким образом объекты, судя по последующим пунктам, собираются отчуждать. Предоставление государственных услуг все больше будут стараться «оторвать от земли» и перейти от стационарного формата к автопоездам и передвижным пунктам. Обращают на себя внимания и метаморфозы с мерами социальной поддержки граждан. Прирост численности получателей льгот собираются сократить, добавив некие неназванные дополнительные критерии. Кроме того, будет введен мораторий на принятие новых мер соцподдержки и на расширение категорий граждан, которые могли бы на них рассчитывать. При этом, как следует из четвертого раздела документа, неэффективные налоговые льготы отменят вовсе или увеличат пониженные ставки.
Разумеется, план не исчерпывается вышеперечисленными мерами, но многие из них скорее направлены на подготовку аналитического отчета о состоянии той или иной сферы. Третий и пятый разделы коротки и лаконичны: мероприятия, перечисленные в них, носят, по большей части, организационный характер и направлены на снижение стоимости обслуживания госдолга и не прописанных в Конституции расходов региона. Стоит заметить, что все это вовсе не «ноу-хау» краевой власти. Большую часть этих мер уже предлагал федеральный Минфин еще четыре года назад.