Жители Барнаула в последние месяцы все чаще стали жаловаться на длительное ожидание общественного транспорта, и, по их наблюдению, на некоторых маршрутах резко снизилось число машин, из-за чего затягивается путь до места работы или учебы. Мониторинг наиболее популярных направлений показал, что отдельные перевозчики действительно не соблюдают график и количество подвижного состава, который нужно выводить на улицы. В ответе на запрос ИА «Банкфакс» мэрия города подтвердила обоснованность претензий и сообщила, что в 2020 году в связи с некачественным обслуживанием применяла санкции в отношении некоторых предприятий. Однако пока барнаульцы не могут заметить каких-либо качественных изменений в этом направлении, а мэрия фактически признала, что решить проблему в нынешних условиях сложно.
В последние несколько месяцев жители Барнаула часто пишут в соцсетях, что им приходится ожидать необходимого автобуса гораздо дольше, чем ранее. При этом если ожидаемый «номер» все же прибыл, то в час-пик пробиваться в салон приходится с боем из-за высокой плотности пассажиров, а иногда войти и вовсе не выходит. Особенно остро эта проблема ощущается в зимнее время, когда лишние полчаса на улице могут обернуться негативными последствиями для здоровья, в том числе для пожилых людей и детей. Также многие горожане отмечают, что тенденция к ухудшению качества услуг общественного транспорта наблюдается уже не первый год, и местные власти ее никак не решают.
Портал traffic22.ru, который официально сотрудничает с мэрией Барнаула и аккумулирует данные ГЛОНАСС, позволяет отслеживать передвижение автобусного и электротранспорта Барнаула и узнать время его прибытия к остановкам. Также у города имеется портал открытых данных, в котором указаны параметры маршрутов, в том числе объем подвижного состава. Из наблюдений за картой и сравнения с планом «Банкфакс» выяснил, что на некоторых маршрутах действительно катастрофически не хватает машин.
Так, к примеру, одним из наиболее востребованных является автобус № 1, который соединяет противоположные концы краевого центра. В соответствующем реестре указано, что на этом направлении перевозчик зарегистрировал 16 машин среднего класса, но на улицах Барнаула часть из них вряд ли удастся встретить. Как можно наблюдать с помощью онлайн-сервиса, в разное время дня по дорогам курсирует в основном шесть единиц, и лишь иногда на пару больше.
Аналогичная ситуация прослеживается с автобусом № 10, которых по реестру должно быть не менее 16, а на деле их обычно не больше 10-12. То же самое с маршрутом № 25, который соединяет Барнаул с Научным городком. На онлайн-карте их почти всегда восемь-девять, а должно быть 12. Более того, с остановок почти пропал и автобус № 17. На этом маршруте зарегистрировано около 20 машин среднего и большого класса, однако на дорогах работает не больше десяти, а зачастую вовсе семь. Это же можно сказать про маршрут № 24, который должно обслуживать 12 единиц, а выходит также менее десятка.
Данный список можно продолжать еще долго, однако отдельно стоит остановиться на электротранспорте. Как известно, отвечающий за его функционирование МУП в последнее время испытывает серьезные финансовые проблемы, в связи с чем даже было предложено наделить водителей трамваев обязанностями кондукторов. Прижилась ли эта идея, пока неизвестно. Однако на днях барнаульцы жаловались на дефицит трамваев, к примеру, № 4. На линию их в основном выходит 4-5, хотя должно быть восемь. В большинстве остальных маршрутов недобор прослеживается реже. Но в то же время троллейбус № 1 можно записать в список «вымирающих». На улицах осталось всего 6-8 популярных у горожан «единиц», тогда как по реестру их должно быть 12. Правда, с другими «рогатыми» автобусами проблем практически нет, за исключением общего морального устаревания техники «Горэлектротранса».
Между тем мэрия Барнаула рассказала в ответе на запрос «Банкфакса» о том, как власти работают в части качества и регулярности пассажирских перевозок. Отмечается, что за ситуацией следит комитет по дорожному хозяйству с помощью навигационных данных об исполнении расписания, которые МУП «Центртранс» предоставляет ежемесячно, и информации о выпуске транспорта на линии, направляемой четыре раза в сутки.
Как заявили в профильном комитете, по выявляемым нарушениям перевозчикам направляются претензии. Так, за 2020 год в адрес предприятий, которые обслуживают 25 направлений, в том числе вышеупомянутые, было направлено 38 таких документов, но всего пять из них - с требованием об уплате штрафа. Помимо этого, за неисполнение обязательств в одностороннем порядке был расторгнут контракт с компанией, обслуживавшей маршрут № 19. Также по соглашению сторон разорваны договоры с перевозчиками на маршрутах № 60 и 80.
Также мэрия прокомментировала нехватку автобусов по вышеуказанным направлениям. Как указали в администрации, на 21 января на маршруте № 1 работало девять из 16 экипажей, № 10 – 11 из 16, № 17 - 6 из 20. При этом власти также отметили, что конкретно в тот день недобора по № 24 (10 из 10) и № 25 (10 из 10) не было, а троллейбусов № 1 также было в достатке - девять из девяти. Вместе с тем в комитете уточнили, что сегодня фирмы, которые обслуживают маршруты № 1, 10 и 17, действительно не выпускают необходимое количество автобусов из-за дефицита водителей, хотя имеют достаточное количество подвижного состава. Помимо этого, чиновники заявили, что сервисы, позволяющие отслеживать движение транспорта, с 31 декабря 2020 года могут отражать недостоверную информация якобы из-за сбоя навигационной системы в машинах, но в настоящее время большая часть неполадок устранена.
Насколько эффективна обозначенная мэрией работа барнаульцы могут проверить ежедневно, выйдя на остановку в час-пик. По всей видимости, каких-либо качественных изменений в этом направлении в ближайшее время не предвидится, как и развития системы пассажирских перевозок в целом. Это, в частности, касается и обновления подвижных составов, которое в Барнауле происходит довольно редко, а зачастую в худшую сторону: крупногабаритные автобусы меняют на небольшие - формата маршруток в угоду финансовой выгоде. Власти города и краевой Минтранс пытались пробиться в федеральную программу, которая могла бы частично решить эту проблему, но не вышло из-за плохого оформления заявок, причем уже дважды. Федеральные власти даже указали, что Барнаул не предоставил им комплексную программу развития транспортной инфраструктуры и комплексную схему организации дорожного движения в городе, без чего заявляться не имеет смысла. ИА «Банкфакс» направляло в мэрию запросы для того, чтобы уточнить, почему так вышло и понес ли кто-либо ответственность, однако в установленные законом сроки ответы не поступили.
Тем временем сами транспортные предприятия ждут повышения цен на проезд, которое должно было состояться еще в прошлом году, но в итоге принятие решения отложили. Тогда предполагалось, что в автобусном и электротранспорте стоимость проезда будет повысится на 3 рубля и составит 26 рублей, а в маршрутках вырастет до 28 рублей. Однако на данный момент сложно представить, что это даст толчок к развитию перевозок в городе, поскольку, как уже неоднократно указывали сами бизнесмены, в первую очередь они намерены за счет удорожания билетов решить свои финансовые трудности, которые они объясняют коронавирусом.
Эксперты полагают, что к данному вопросу необходим комплексный подход с рядом мер, которые пока ни на городском, ни на краевом уровне сформулированы не были. Впрочем, на данный момент известно, что алтайский Минтранс изучает опыт других регионов в этом направлении, а к обсуждению уже привлекли общественников. Даст ли это какие-то плоды, пока не ясно.